- экспертиза образовательных программ, учебных планов, учебно-методических пособий по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации специалистов в области инноваций;
- организация деятельности менеджеров инновационной деятельности, востребованных РИС;
- проведение конкурсов образовательных программ подготовки специалистов в инновационной сфере;
- участие в проведении общественной аккредитации образовательных учреждений в области подготовки кадров для инновационной деятельности в регионе.
Считаем необходимым остановиться на перспективах развития науки и фундаментальных исследований в Белгородской области.
Мирового опыт говорит о том, что фундаментальная результативность индивидуальных открытий и пионерных разработок неуклонно снижается. Поэтому необходимо переходить к новой институциональной организации процесса научного поиска. Речь идет о его интеграции, когда объединяются усилия, интеллектуальная мощь многих ученых вокруг лидера нового научного направления. Это объективный процесс замещения индивидуального разума коллективным.
В результате становится возможным получение совершенно новых «опережающих» инновационных разработок, позволяющих создать рынки новых товаров и услуг. Тем самым региональная наука будет нацеливаться на конкурентоспособные сегменты отечественного и зарубежного рынков.
В связи с этим представляется целесообразной разработка региональной Программы научных исследований в инновационной сфере в на 2008-2015 годы и создание в Белгородской области координирующего органа – Научно-инновационного Совета (НИС) при губернаторе Белгородской области.
В состав НИС должны входить ведущие ученые и специалисты региона в области технологического развития, ведущих инфраструктурных организаций и предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности, а также крупные ученые, работающие за пределами региона, но закончившие Белгородские вузы (потенциал диаспоры).
Основными функциями НИС будет являться:
- осуществление общественного контроля процесса развития РИС;
- выработка рекомендаций по осуществлению единой инновационной и научно-технической политики в области построения на территории Белгородской области региональной инновационной системы;
- выработка рекомендаций по созданию эффективной системы определения и реализации стратегических приоритетов (в том числе: основных направлений развития инновационной и научно-технической деятельности и перечня «критических» технологий Белгородской области), объектов стимулирования в инновационной сфере;
- подготовка предложений по разработке программ инновационного развития (областных целевых, межведомственных, отраслевых, ведомственных и других) и инновационных проектов, направленных на реализацию приоритетов в области построения РИС;
- подготовка предложений по объемам средств областного бюджета, необходимых для реализации региональной инновационной и научно-технической политики;
- подготовка предложений по тематике региональных суперпроектов, а также конкурсных инновационных проектов, выполняемых с привлечением средств областного бюджета.
НИС будет служить механизмом концентрации существенной части весьма ограниченных бюджетных ресурсов на новых «прорывных» научных направлениях и поддержку небольших коллективов ученых, разработчиков и инновационных структур, ориентированных исключительно на рынок высоких технологий и соответствующей продукции.
Мы считаем, что системно-аналитическое, информационное и организационно-техническое обеспечение деятельности НИС и НМС целесообразно осуществлять рабочим органом, функции который будет выполнять созданный в качестве главного организационного инструмента совершенствования РИС – Аналитический Центр Инновационного Развития (АЦИР).
Стратегическая функция АЦИР – организационно-правовое и финансовое сопровождение креативной деятельности в регионе, объединение под единым управлением инновационной и инвестиционной функции.
Создатели инноваций (изобретатели, коллективы разработчиков) смогут регистрировать ту или иную инновацию в АЦИР и получать (электронный) «пакет документов», определяющих их право собственности на коммерческое предприятие. Единственной уставной целью этого предприятия будет являться эксплуатация данной идеи и продуктов ее развития (в форме продажи патента, предоставления лицензий, организации производства, консалтинга, проведение обучающих семинаров, чтения курсов лекций и т.п.). АЦИР по доверенности осуществляет бухгалтерско-налоговое сопровождение предприятия (при условии, что его владельцы не осуществляют какой-либо деятельности, за такое сопровождение не взимается плата).
Стоимость предприятия, единственным капиталом которого является «идея», будет мало отличаться от нуля. Таким образом, как создатели инновации, так и АЦИР будут получать формальную прибыль. Однако, по мере проработки инновации и возможных путей ее реализации стоимость предприятия, владеющей этой инновацией, может значительно возрасти.
Прикладная функция АЦИР - обеспечение оперативного управления реализацией региональных программ инновационного развития, включая организацию и проведение конкурсов, контроль за ходом их выполнения и эффективностью расходования выделенных средств областного бюджета.
АЦИР целесообразно создать в форме специально государственного учреждения (государственная корпорация), финансируемого по смете за счет средств областного бюджета.
Реализация этой функции позволит централизовать ответственность и разгружать государственного заказчика в лице региональных исполнительных органов власти от задач оперативного управления реализацией региональных инновационных программ и проектов.
В подсистеме финансово-кредитной поддержки инновационной деятельности РИС значительное влияние на уровень иннновационной привлекательности региона оказывают меры государственной (областной) поддержки, предоставляемые субъектам инновационной деятельности.
В настоящее время ежегодный объем господдержки для стимулирования инновационной деятельности устанавливается региональным законом «Об областном бюджете» на соответствующий финансовый год и только в рамках областных инновационных программ.
Если говорить о действенности оказания бюджетной поддержки инновационным процессам в целом, мы считаем необходимым резервировать долю в областном бюджете на развитие РИС (от 1 до 10 % от расходной части).
В рамках этого направления инновационной политики целесообразно применение следующих инструментов господдержки:
- расширение участия Белгородских инновационных предприятий в ФЦП и ФЦНТП;
- совместное финансирование государством и иными инвесторами крупных и «прорывных» для экономики области инновационных суперпроектов;
- увеличение уставного капитала Белгородского Венчурного инновационного Фонда из различных источников, и как следствие увеличение количества проинвестированных областных инновационных проектов;
- введение практики предоставления субъектам инновационной деятельности масштабных областных заказов на конкурсной основе;