рефераты по менеджменту

Инновационные процессы в Белгородском регионе: их содержание, направления, инструменты совершенствования

Страница
11

Мы рассматриваем региональную инновационную политику как относительно самостоятельную область экономической политики, связанную с решением стратегических задач по преобразованию России в подлинно федеративное государство и переводу ее экономики на инновационный путь развития.

В соответствии с этим целесообразно выделить политические, экономические, информационные и институциональные условия, необходимые для формирования и реализации региональной инновационной политики. В качестве основного инструмента обычно применяется преимущественно программный метод управления инновационной деятельностью в регионе. При его использовании необходимо согласование интересов субъектов хозяйствования на данной территории с целями ее экономического и социального развития в целом.

Кроме того, региональная инновационная политика, так же как и государственная научно-техническая политика в целом, тесно связана со структурной, промышленной, инвестиционной и т. д. политикой государства и его органов, призванных в соответствии с их основными экономическими функциями заботиться о создании структуры хозяйственных систем и институциональных условий их функционирования и развития.

Весьма выражена связь инновационной политики с научно-технической. В США научно-техническая политика формируется как программный комплекс мероприятий, затрагивающих сферу науки и техники. Термин «программа» охватывает подробное обоснование целей, развернутый план мероприятий с указанием сроков их выполнения, исполнителей и т. д. Программами называют мероприятия и гораздо меньших масштабов, не предусматривающие конкретных сроков и объемов работ, а лишь определяющие некоторое направление деятельности, источники ее финансирования, организационные рамки, в которых она осуществляется. Например, в качестве программы может фигурировать предоставление какой-либо налоговой льготы на конкретный вид капиталовложений в пределах штата.

Многие из программ научно-технического и инновационного развития возникли и реализуются по предложению центральной власти. В общих чертах механизм действия программ выглядит так: выделяемые центром средства поступают к субъектам научно-технической деятельности через администрацию штатов. Последняя получает возможность влиять на их распределение и тем самым берет на себя большую долю ответственности за результаты.

В России региональная инновационная политика также чаще всего реализуется в виде программ. В официальных документах, утвержденных на федеральном уровне, существует несколько определений термина «инновационная программа». В Основных направлениях политики РФ в области построения национальной инновационной системы (НИС) на период до 2010 года присутствует определение: Инновационная программа (инновационный проект) - межгосударственного, федерального, межрегионального, регионального, отраслевого уровней - обоснованный интересами рынка комплекс мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления, обеспечивающий эффективную разработку, создание и освоение инновационного продукта.

В других официальных источниках дается близкая этой трактовка – инновационная программа рассматривается как комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологий).

Состав структурных элементов инновационной программы может быть различным. Например, Т. Семенидо предлагает достаточно полный набор элементов, содержащих конкретную смысловую и содержательную характеристику каждого из них

1. Анализ состояния научно-инновационной сферы с целью выявления уровня и степени использования инновационного потенциала; перспективности и направлений инновационной деятельности, её масштаба и влияния на конкурентоспособность продукции региона; структурных и институциональных изменений; условий повышения инновационной активности.

2. Цели и приоритеты развития научно-инновационной деятельности в регионе. Система и структура целей должна быть разработана на основе следующих принципов:

- региональные цели должны вытекать из общей концепции научно-технического развития страны и не противоречить стратегическим федеральным целям;

- региональные цели должны быть сформулированы с учетом специфики и потребностей региона;

- цели региональной программы должны исходить не из наличия ресурсов и возможностей, наоборот, ресурсная программа должна формироваться из установленных целей;

- конкретная разработка структуры целей и в целом целевой программы должна осуществляться на уровне современных методик с широким использованием независимых экспертов и системы экспертных оценок;

- международного научно-технического сотрудничества;

- государственных (федеральных) программ ускорения научно-технического прогресса;

- собственно региональной (муниципальной) политики развития научно-технического потенциала;

- отдельных промышленных предприятий и научных учреждений государственной и муниципальной форм собственности;

- отдельных приватизационных промышленных и научно-технических фирм;

- применительно к конкретным научным коллективам (группам) и отдельным ученым, самостоятельно решающим приоритетные научно-технические задачи.

3. Пути и средства достижения целей. Они дифференцируются в зависимости от уровня и масштаба инновационной сферы в данном регионе. К ним относятся: структурные и институциональные перемены в научной сфере, развитие региональной инновационной инфраструктуры (инновационных фондов и банков, венчурных фирм, научно-технологических парков и бизнес-инкубаторов).

4. Виды обеспечения разработки региональной инновационной политики, в том числе: организационное, информационное, правовое, кадровое, социально-психологическое (в том числе мотивационное), обеспечение инновационной деятельности.

В дополнение можно отметить, что ранги целей на перечисленных уровнях региональной инновационной политики должны устанавливаться в системе долгосрочного и краткосрочного планирования и прогнозирования регионального социально-экономического развития.

Самым реалистичным по выбору приоритетов развития инновационной сферы можно считать подход, ориентированный на глобальные критерии научно-технического прогресса (НТП), развитие высоких технологий. Вторым обобщающим ориентиром в выборе приоритетов научно-инновационного развития является достижение целей его социально-экономического развития.

Мы считаем, что главная задача органов регионального управления при этом состоит в создании благоприятной экономической среды и условий для повышения инвестиционной активности в научно-инновационной сфере.

В. Бузырев, А. Кот, С. Стрижков выделяют две объективные причины, определяющие повышение роли региональных органов управления в развитии научно-технической деятельности

- тяготение инновационной деятельности к децентрализованному управлению (так как региональные звенья управления лучше приспособлены к решению ее задач);

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45 
 46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60 
 61  62  63 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту