рефераты по менеджменту

Инновационные процессы в Белгородском регионе: их содержание, направления, инструменты совершенствования

Страница
14

Для первых двух категорий зон инновационного развития авторами предполагается реализация долгосрочных инновационных стратегий.

Исходя из представленного территориального распределения Белгородская область, попадает в четвертую категорию инновационных зон и перспективы развития у нее практически не просматриваются. Нет на территории области и наукоградов и ЗАТО, потенциал которых должен лечь в основу НИС РФ, по сценарию авторов Концепции Стратегии.

Мы считаем, что данные подходы, резко сужают инструменты региональной политики, «облегчают» деятельность федеральных чиновников, ориентируя приложение их усилий на успешные, «продвинутые» регионы, которые и без внешнего воздействия развиваются достаточно динамично. При выработке необходимого методического обеспечения и детально проработанной инновационной стратегии, которая должна стать не отдельным разделом общей стратегии социально-экономического развития региона, а «красной нитью» пронизывать все ее содержание, возможно и необходимо позиционировать наш регион достаточно высоко и на долгосрочный период.

Высоких результатов можно достичь только при наличии скоординированной на всех уровнях государственной власти региональной инновационной и промышленной политики, применяющей эффективные механизмы ее реализации по следующим основным направлениям:

1. Формирование организационных условий для создания и совершенствования региональной инновационной системы (РИС) и развития научно-технического потенциала предприятий региона.

2. Снижение негативных последствий и использование возможностей, возникающих от вступления России в ВТО на основе повышения конкурентоспособности предприятий области, наращивания темпов импортозамещения.

3. Реформирование, ускоренная модернизация и опережающее развитие предприятий, производящих продукцию с более высокой долей добавленной стоимости.

5. Выявление потребности в кадрах и обеспечение повышения их квалификации.

6. Развитие межотраслевой кооперации и субконтрактации.

7. Развитие частно-государственного партнерства в промышленной и инновационной сфере.

8. Создание благоприятных условий для развития частного предпринимательства (в том числе малого и среднего) в инновационной сфере.

9. Разработка и реализация приоритетных инвестиционных и инновационных региональных проектов («тянущие» технологии, «точки роста»).

10. Развитие межрегионального и международного сотрудничества в инновационной сфере, углубление интеграционных процессов с пограничными регионами «ближнего зарубежья».

11. Разработка организационной структуры управления инновационной и промышленной политики на принципах демократического партнерства.

Федеральная инновационная политика – содержание и инструменты реализации

Нынешнее состояние экономики России может быть охарактеризовано следующим образом. Экономический потенциал распределен весьма неравномерно. Внутренние рыночные механизмы работают неэффективно, а именно:

- отсутствует необходимый уровень стабильности цен на потребительские товары, услуги, продукцию производственного потребления, что обуславливает высокую инфляцию и делает невыгодными инвестиции в производство;

- воспроизводство основных фондов происходит на уровне, не достаточном для развития и долгосрочного функционирования производственного потенциала.

С другой стороны, доля государственного воздействия на экономику постоянно снижается под предлогом того, что либеральная экономическая система автоматически должна создать необходимые условия для саморазвития и саморегулирования хозяйственных процессов в стране.

Прогнозы развития ситуации по инерционному сценарию говорят о неизбежном наступлении новых кризисных явлений, связанных с:

- изменением баланса внешней торговли от экспорта в сторону импорта вследствие роста внутренних цен;

- не компенсируемым выбытием основных фондов;

- дальнейшим смещением производственного сектора экономики в сторону технологий с низким уровнем переработки;

- увеличением импорта в связи с ростом внутренних цен;

- сужением воспроизводственной базы и отсутствием спроса на научно-техническую продукцию со стороны частного сектора;

- нарастанием угрозы технических катастроф, в связи с низким уровнем технологий и т.д.

В настоящее время Россия обладает одним из лучших в мире потенциалом в ряде областей фундаментальной науки, однако отсутствуют благоприятные условия для его расширенного воспроизводства. Существуют разрывы в инновационном цикле и в переходе от фундаментальных исследований через НИОКР к коммерческим технологиям. Низкий уровень развития сектора прикладных разработок и неразвитость инновационной инфраструктуры в части коммерциализации передовых технологий приводят к тому, что за рубеж поставляются знания при крайне недостаточном уровне экспорта технологий.

Ресурсы предпринимательского сектора ориентированы в большей степени на закупку импортного оборудования, при этом предлагаемые сектором исследований и разработок знания в большей степени востребованы за рубежом. Таким образом, капитализация высокого интеллектуального ресурса происходит преимущественно вне пределов России, а значительные средства предпринимательского сектора исключены из процессов воспроизводства отечественного сектора исследований и разработок.

Мы считаем, что для решения возникших проблем и снижения вероятных угроз, наиболее эффективным инструментом государственного воздействия на социально-экономическое развитие страны и регионов, в том числе на инновационную сферу, является программно-целевой подход. Его формирование и реализация должны основываться на адекватном методическом и информационном обеспечении

В. Храпунов отмечает, что впервые данный подход нашел свое отражение в СССР в 80-е годы XX века, когда он стал выступать едва ли не альтернативой плановым методам хозяйствования. Крупномасштабная и централизованно управлявшаяся экономика требовала новых форм и механизмов приоритетного выделения и концентрации ресурсов, преодоления ведомственной разобщенности. Программно-целевой подход мог бы обеспечить нахождение должных решений, лучше узнать потребности территорий и отраслей. Но тогда программы превращались больше в политические компании и не опирались на объективные экономические законы.

Достигнутая в настоящее время макроэкономическая стабилизация, повышение действенности системы государственного регулирования, позволяют сосредоточить внимание органов государственного управления на проблемах улучшения структуры экономики, вывода ее на траекторию устойчивого роста с высокими темпами. За последние годы стало очевидно, что улучшение предпринимательского и инвестиционного климата необходимо, но не достаточно для обеспечения желаемых темпов и направлений роста российской экономики – необходима концентрация ресурсов на направлениях, реализующих конкурентные преимущества Российской Федерации, в том числе в научной и инновационной сферах.

Мировой опыт говорит о том, что основу эффективной государственной политики, ориентированной на ускоренной развитие страны, составляет четко сформулированная, детальная и сбалансированная нормативно-правовая база, в том числе в инновационной сфере.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45 
 46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60 
 61  62  63 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту