рефераты по менеджменту

Инновационные процессы в Белгородском регионе: их содержание, направления, инструменты совершенствования

Страница
12

- более полное обеспечение на региональном уровне необходимого взаимодействия между образованием, наукой и высокотехнологичным производством, соединения образовательного, научного и промышленного потенциалов, являющееся ключевым условием успешного продвижения новшеств по инновационной цепочке.

Т. Семенидо отмечает, что опыт развития инновационных процессов на региональном уровне заключается в следующем:

- особенность развития инновационных процессов состоит, в первую очередь, в ориентации на профильные отрасли региона, приоритеты его развития, на максимальное использование тех или иных преимуществ региона;

- успешное развитие инновационной деятельности в большинстве стран связано с системой государственной поддержки научно-инновационной сферы в экономике;

- основным инструментом реализации инновационной политики являются региональные инновационные программы;

важнейшими инструментами стимулирования инновационного развития являются система льготного кредитования, государственное страхование займов, ускоренная амортизация, льготное налогообложение на всех стадиях инновационного цикла

Необходимо подчеркнуть, что инновационная политика в регионе должна иметь селективный, строго избирательный характер, не стремясь охватить все направления научно-технического развития, а, выбрав узкие поля стратегического прорыва, по которым возможно достижение или превышение мирового технологического уровня, сконцентрировать на этих полях основную часть ограниченных централизованных и региональных ресурсов.

Приоритеты региональной научно-технической и инновационной политики нужно ориентировать на деконцентрацию научного потенциала, поворот его к насущным нуждам комплексного развития и самообеспечения регионов, формирование сети технополисов и крупных технико-внедренческих парков. Отметим, что на это направлен разработанный с нашим участием и принятый в Белгородской области в мае 2006 г. областной закон «О технопарках в Белгородской области».

Каждый регион имеет свою специфическую, воспроизводственную, отраслевую и технологическую структуру, свою систему приоритетов и должен рассчитывать на собственные силы и ресурсы при реализации этой стратегии. Однако, в условиях переходной экономики таких сил и ресурсов, как правило, недостаточно, поэтому необходимы федеральные инновационные программы, нацеленные на оказание стартовой помощи в технологическом преобразовании регионов, на развитие инновационной инфраструктуры, подготовку кадров и т.д.

Наконец, что особенно важно, необходимо сформировать цивилизованный рыночный механизм реализации селективной научно-технической политики. Речь идет, прежде всего, об инновационном мотивационном механизме, экономической поддержке инновационной активности.

Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года среди основных мер по содействие развитию кооперационных связей между субъектами инновационной системы, выделяется обеспечение реализации «пилотных» проектов по формированию региональных инновационных систем в инновационно активных субъектах РФ, а также распространения лучшей практики на другие регионы России

Представляется обоснованной точка зрения о необходимости реализации кластерной политики в рамках модели частно-государственного партнерства в инновационной сфере (Минобрнауки РФ считает целесообразным создание территориально-производственных кластеров в различных высокотехнологичных отраслях экономики, например кластер в области электроники, микроэлектроники и информационно-телекоммуникационных технологий на базе Московского института электронной техники (г. Зеленоград)

Правительством РФ 30.06.2005 года одобрена Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации (Концепция Стратегии). В ней предлагаются совершенно новые, отличные от декларированных ранее в Федеральной целевой программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов РФ на 2002-2010 годы и до 2015 года приоритеты регионального развития Российской Федерации

Один из главных приоритетов – формирование из регионов «локомотивов роста» нового опорного каркаса страны.

Этот выбор обусловлен необходимостью перехода от политики выравнивания социально-экономического развития территорий к политике поляризованного развития, к определению и поддержке регионов – «локомотивов роста» в рамках решения стратегической задачи удвоения валового внутреннего продукта (ВВП).

Концепция Стратегии предполагает, что концентрация усилий в рамках отдельных регионов позволит получить эффект масштаба и эффект агломерации, которые создают в «полюсах» («локомотивах») роста силы саморазвития, а правильный выбор данных полюсов в стране обеспечивает со временем подъём окружающих регионов. Принцип поляризованного развития эффективен только тогда, когда на территории страны появляется сеть полюсов роста разного уровня: международного (пока на это роль претендуют только Москва и Санкт-Петербург), федерального, окружного.

Регион можно считать «локомотивом», если он удовлетворяет следующим условиям:

- в данном регионе наблюдается устойчивая тенденция к росту пассажиро - и грузопотока;

- наличие в регионе научно-образовательного центра мирового или федерального значения;

- в данном регионе (городской агломерации) сформирована стратегическая инициатива, имеющая значение для всей страны;

- данный регион должен иметь высокий научно-технический, интеллектуальный, кадровый и социально-экономический потенциал,

- регион уже осуществляет весомый вклад в прирост ВВП страны;

- в данном регионе существует или может сложиться стратегическое партнерство власти, гражданского общества и бизнеса;

- в перспективе 10-12 лет данный регион может стать «девелопером» для соседних территорий.

Одним из направлений социально-экономического развития регионов РФ должна стать создание условий модернизация промышленности и поддержка и развитие конкурентоспособных в глобальном рынке территориальных производственных кластеров.

При этом промышленная политика на современном этапе развития общества должна носить не отраслевой, а региональный характер. Действительно, в современной экономике высокая конкурентоспособность территории держится на сильных позициях отдельных кластеров, которые представляют собой сообщество сконцентрированных по географическому принципу фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга. Отличие кластера от других форм организации предприятий на территории (например, от территориально-производственных комплексов) состоит:

- во-первых, в наличии внутренней конкурентной среды;

- во-вторых, в существенном присутствии кластера в глобальной экономике, в наличии у него сильных конкурентных позиций на глобальном рынке.

Обычно на территории существует ограниченное количество кластеров, но именно они обеспечивают конкурентоспособность региона.

Кластерная политика характеризуется тем, что центральное внимание уделяется укреплению сетей взаимосвязей между экономическими субъектами - участниками кластера, в целях упрощения доступа к новым технологиям, распределению рисков в различных формах совместной экономической деятельности, в том числе, совместного выхода на внешние рынки, организации совместных НИОКР, совместного использования знаний и основных фондов, ускорения процессов обучения за счет концентрации и физических контактов специалистов мирового уровня, снижения трансакционных издержек в различных областях за счет увеличения доверия между участниками кластера.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45 
 46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60 
 61  62  63 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту