рефераты по менеджменту

Инновационные процессы в Белгородском регионе: их содержание, направления, инструменты совершенствования

Страница
49

Однако, мы считаем, что региональный инновационный сектор останется в значительной степени государственным, хотя вокруг бюджетных структур будет функционировать немало предприятий различных форм собственности. Вписывание этого сектора в национальный инновационный процесс будет, по-прежнему, носить фрагментарный характер.

При модернизации сценария развития РИС Белгородская область заведомо отказывается от борьбы не только за национальный, но и за собственный растущий рынок технологий. Иными словами, применение стандартных инструментов инновационной политики создает реальную вероятность развития инновационного сектора – умеренный рост, переходящий в стагнацию.

Мы считаем, что альтернативой модернизации сценария является перестройка РИС на новой организационной и финансовой основе, т.е. реализация инновационного сценария.

Этот сценарий должен быть нацелен в первую очередь на обеспечение ускоренных темпов экономического роста, повышение глобальной конкурентоспособности ключевых отраслей экономики региона. При этом добавляется качественно новая задача – переход к постиндустриальной модели экономики, постановка и решение социальных задач инновационной и научно-технической политики, связанных со смещением приоритетов в сторону информационных услуг, медицины, экологии и других аспектов повышения качества жизни населения.

Сценарий в первую очередь должен предусматривать создание высокотехнологичных кластеров на основе, научного и технического потенциала НИИиКБ, крупных промышленных предприятий, вузов области. На следующем этапе инновационная активность должна концентрироваться в технопарках и информационно-технологических зонах.

Затем, по нашему мнению, речь должна идти об образовательных структурах, обеспечивающих воспроизводство творческой активности и, наконец, об «информационной поддержке» инновационной активности, то есть о «пропаганде инноватики».

Реализация инновационного сценария должна предполагать наличие и умение использовать комплекс гуманитарных технологий, в том числе креативных техник ТРИЗ и РТВ, методологического и социомеханического подходов (системная диалектика), методики поискового и нормативного прогнозирование развития научно-технической сферы, определение приоритетных направлений ее развития (организация «форсайта»).

Однако в настоящее время в регионе отсутствует целостный и направленный на долгосрочную перспективу проект такого строительства.

Выше мы указали основные направления и инструменты государственной инновационной политики на региональном уровне (в том числе, реализуемые в Белгородской области). В наиболее общем виде их следует считать необходимыми для активизации инновационной деятельности и функционирования РИС. Функциональная схема РИС приведена в приложении 3.

Однако, недостаточная результативность областной инновационной политики говорит о том, что существуют реальные возможности по совершенствованию РИС с помощью инструментария поддержки региональными властями инновационных процессов.

Суть повышения эффективности РИС состоит в объединении её отдельных элементов, координации и активизации их деятельности, укрупнение объектов инновационной инфраструктуры и определение путей постоянного роста эффективности инновационной деятельности.

Активизация инновационной деятельности в основных отраслях экономики области региона соответствует в целом критериальной базе, охарактеризованной нами в первой главе настоящей работы.

В составе институциональных инструментов, прежде всего, необходимо совершенствовать нормативно правовую базу, регулирующую инновационную деятельность, конкретизировав механизмы, направленные на достижение целей совершенствования и повышения эффективности РИС.

Совершенствование нормативно-правового регулирования инновационной сферы в Белгородской области должно быть ориентировано на нормативно-методическое обеспечение порядка определения и корректировки системы областных приоритетов в области развития инновационной и научно-технической деятельности. Например, на данный момент, в связи с разработкой и реализацией малыми и средними инновационными предприятиями области ряда проектов, являющихся очень перспективными для экономики области, перечень «критических» технологий Белгородской области нуждается в корректировке.

В этом разрезе интересны исследования Ю. Анисимова и ряда авторов, предлагающих следующие «критические» технологи:

- быстровозводимое и энергосберегающее жилье;

- быстровозводимые сельскохозяйственные объекты;

- лазерно-измерительная техника;

- полимеры и композиты;

- модифицированные материалы;

- летательные аппараты малой авиации;

- технологии утилизации техногенных образований и отходов;

- нетрадиционные возобновляемые источники энергии.

В составе нормативно-правового обеспечения необходимо выделить следующие направления.

Правовое регулирование и нормативно-методическое обеспечение создание на территории области особых экономических зон, территориально-производственных кластеров при участии крупных производственных и образовательных организаций.

Нормативно-правовое обеспечение создания отраслевых венчурных фондов с государственным участием, утверждения порядка формирования и использования их финансовых ресурсов.

Нормативно-методическое обеспечение формирования и развития системы информационного обеспечения инновационной деятельности, в т.ч. установление механизмов создания электронно-информационных ресурсов Белгородской области в инновационной сфере, порядок размещения информации об инновационных проектах на web-сайтах министерств и ведомств РФ, инновационных фондов; порядка проведения интернет - ярмарок, конкурсов, конференций.

Установление нормативно-правовых механизмов регистрации результатов научно-технической деятельности и инновационной продукции юридических и физических лиц Белгородской области, созданных за счет средств областного бюджета в целях эффективного управления данными результатами, упорядочения взаимоотношений хозяйствующих субъектов в области использования, защиты прав интеллектуальной собственности предприятий и организаций.

Нормативно-методическое обеспечение проведения конкурсов региональных инновационных проектов, в целях установления механизмов, условий, сроков, регламента проведения конкурсов; требований к оформлению, содержанию, тематике инновационных проектов, порядка проведения их экспертизы, критерии отбора проектов и т.д.

Нормативно-методическое обеспечение процедуры формирования государственного (областного) заказа на выполнение научных исследований и экспериментальных разработок по приоритетным для области направлениям развития научно-технической и инновационной деятельности, в том числе: механизма, условий, сроков, регламента проведения конкурсов, требований к оформлению документации, содержанию, тематике НИОКР.

Установление нормативно-правовых механизмов предоставления грантов ученым, занимающимся научными исследованиями по приоритетным направлениям развития научно-технической и инновационной деятельности в целях оказания адресной поддержки разработчикам за счет средств областного бюджета, а также порядка привлечения для этих целей средств других внебюджетных источников.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45 
 46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60 
 61  62  63 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту