19. Распоряжение администрации Белгородской области «О порядке издания ежегодного каталога инновационных проектов Белгородской области».
20. Распоряжение администрации Белгородской области «Об издании «Методических рекомендаций по развитию инновационной деятельности на предприятиях области»;
21. Распоряжение администрации Белгородской области «О мероприятиях по созданию электронного каталога научно-технической информации Белгородской области».
22. Распоряжение администрации Белгородской области «Об издании памятки инноватора».
23. Распоряжение администрации Белгородской области «О формировании и развитии Интернет-ресурса в инновационной сфере».
24. Распоряжение администрации Белгородской области «Об утверждении положения о порядке возмещения части расходов субъектам инновационной деятельности на получение патентов на объекты интеллектуальной собственности».
25. Распоряжение администрации Белгородской области «Об организации деятельности «Дома инженеров».
26. Распоряжение администрации Белгородской области «О мероприятиях по созданию сети инновационных центров в районах области».
27. Распоряжение администрации Белгородской области «О мероприятиях по созданию постоянно-действующей экспозиции инновационных проектов Белгородской области».
28. Распоряжение администрации Белгородской области «Об утверждении порядка компенсации части затрат от участия инновационно-активных организаций области в инновационных выставках за счет средств областного бюджета»;
29. Распоряжение администрации Белгородской области «Об утверждении положения о порядке проведения экспертизы инновационных проектов и научно-технических разработок».
Для развития и успешного функционирования региональной инновационной системы необходимо рациональное сочетание федеральной и региональной инновационной политики, а также применение эффективного комплекса мер по стимулированию инновационной активности предприятий Белгородской области в соответствии с приоритетными направлениями промышленной, научно-технической и инновационной политики области.
В составе инструментов регионального инновационного развития следует выделить две группы:
- нормативно-правовые, которые характеризуют степень развития и обоснованность законодательной базы инноватики в стране, регионе, отрасли или на предприятии;
- организационно-методические, определяющие модели инновационного развития, программы, процедуры, планы, прогнозы и устанавливает иерархию полномочий и ответственности исполнителей, структуры инновационных организаций и методики реализации инновационных процессов.
Для успешной реализации региональной инновационной политики по формированию инновационной экономики должен быть выполнен комплекс научных и организационно-технических мероприятий, основными их которых, по мнению авторов, являются следующие.
1. Разработка стратегии инновационного развития региона и инновационной инфраструктуры в регионе с определением долговременных стратегических целей и средств их достижения в рамках формирования инновационной экономики региона.
2. В рамках программно-целевого подхода необходима разработка и реализация отраслевых и ведомственных региональных инновационных программ в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе.
3. Разработка на основе основных комплексной стратегии социально-экономического развития региона положений стратегии инновационного развития.
4. Меры по усилению роли органов местного самоуправления в инновационном строительстве, в том числе соответствующая ориентация на инновационное развитие администрации муниципального округа г. Белгород, активизация работы районных администраций по формированию инновационных «точек роста».
5. Практическая деятельность по разработке и принятию соответствующих нормативных актов регионального значения, а также по осуществлению организационного и информационного обеспечения программ инновационного развития.
Перечисленные меры лежат в основе региональной инновационной политики, реализация которой, как указывалось выше, законодательно распределена за различными уровнями государственной власти РФ.
Для разработки комплексной региональной инновационной политики и развития инновационной деятельности необходимо, прежде всего, ориентироваться на конкурентные преимущества региональной инновационной системы (РИС).
Отметим, что конкурентными преимуществами РИС Белгородской области, обусловливающими благоприятные предпосылки для ускоренного перехода основных отраслей экономики на инновационную модель развития, являются:
- опыт проектной деятельности 50-х – 70-х годов ХХ века;
- высокий уровень образования населения;
- значительный резерв подготовленных квалифицированных специалистов с высшим образованием;
- опыт социального и профессионального выживания в крайне неблагоприятной обстановке конца 1980-х – начала 1990-х годов;
- материальная база НИР / НИОКР (в том числе, НИИиКБ с их инфраструктурой);
- опыт наработок во многих областях прикладной науки, наличие специалистов с соответствующими квалификациями и компетенциями;
- представление практически всех стадий инновационного процесса;
- присутствие в крупных инновационных центрах страны специалистов, получивших образование в Белгородской области (потенциал диаспоры).
- низкий уровень оплаты в областях прикладных исследований, НИР и НИОКР.
В списке сравнительных преимуществ Белгородской области необходимо выделить наличие достаточно широкого спектра возможных заказчиков на Белгородскую инновационную продукцию.
1. Военно-промышленный комплекс. В настоящее время Россия стоит перед необходимостью модернизации всех видов вооружений (ракетные системы, авиационная техника, системы связи, боевые информационные системы и т.п.).
2. Промышленность, в первую очередь производства, связанные с добычей сырья и топливно-энергетической сферой (рассматривается в разрезе роста внутреннего российского рынка технологий).
3. Экологическая сфера. Подразумевается внедрение экологических стандартов в промышленности.
4. Рынок образовательных услуг, предполагающий утечку специалистов из фундаментальной и прикладной науки вследствие падения финансирования.
5. Рынок медицинских услуг (в том числе, высокотехнологичных) и медицинского консалтинга.
6. Рынок многоуровневого инновационного и технологического консалтинга населения, административных структур, бизнеса. Речь идет об экспертных оценках перспективности того или иного направления НИР или НИОКР.
Из перечисленных возможных заказчиков стратегическими являются лишь три: рынок военных технологий, рынок образовательных технологий, рынок промышленных технологий.
Существует несколько основных причин, тормозящих развитие высокотехнологического сектора Белгородской экономики:
- отсутствие возможности у предприятий и организаций получения заемных средств, адекватным по срокам и процентным ставкам, для реализации ими программ и проектов в секторе высоких технологий;