- расширение деятельности регионального представительства Коучинг-центра по венчурному предпринимательству Центрального федерального округа «Венчур-ЦФО» на базе НП «Ассоциация инновационно-технологических организаций области «БЕЛГОРОДИНТЕХ»;
- создание центра инфраструктурного содействия применению промышленных инноваций на базе ГУ «Белгородский ЦНТИ» и обеспечение оперативного доступа предприятий к информационной составляющей государственной системы учета научных и научно-технических результатов;
- расширение деятельности «Межвузовского инновационного учебно-консалтингового центра» на базе Центра трансфера технологий ВГУ.
Нехватка существующих инструментов поддержки инноваций проявляется в недостатке координации между инфраструктурными организациями, недостаточности объемов и качества предоставляемых ими услуг, существенном недостатке отдельных типов инфраструктурных организаций.
Структурная и функциональная реконструкция существующих инновационных институтов, наряду с проектированием новых, может рассматриваться как один из существенных шагов по созданию инновационной экономики региона.
В связи с этим мы считаем целесообразным сконцентрировать усилия региональных органов власти и управления на развитии кооперации различных инфраструктурных организаций, предоставляющих схожие услуги. Иными словами, необходимо укрупнить объекты инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, в частности содействовать вхождению уже созданных субъектов инновационной инфраструктуры (ИТЦ, ЦТТ, ИППЦ) в состав технико-внедренческих парков в качестве структурных элементов, а также в состав других интегрированных структур, занимающихся инновационной деятельностью.
Комплексная гибкая автоматизация с широким применением информационных технологий и компьютеризированных систем является сердцевиной инновационной экономики. Поэтому мы считаем, что в основу региональной инновационной инфраструктуры должны быть положены автоматизированные высокие технологии и компьютеризированные системы со сквозным «безбумажным» циклом: «проектирование - производство - контроль - реализация».
Отсюда следует, что необходимо решение научно-методических и организационно-технологических вопросов, связанных с разработкой, созданием и освоением автоматизированных интегрированных проектно-производственных систем, объединяющих в одной системе инновационно направленные НИР и НИОКР с процессами технологической подготовки и планирования производства.
Для эффективного функционирования инновационной экономики региона инновационная инфраструктура должна быть функционально полной, поэтому на наш взгляд будет целесообразным стимулировать создание на региональном уровне следующих организаций:
1. Инновационная Биржа Технологий (ИБТ), которая должна исполнять роль «места встречи» спроса и предложения на рынке высокотехнологичной продукции и инновационных услуг, места работы технологических брокеров.
Их деятельность должна быть направлена на оказание всемерной поддержки создателям интеллектуальной продукции, максимального выявления и закрепления за ними охраноспособных прав с последующим распределением доходов от совместной коммерческой реализации технологических достижений между всеми участниками процесса их создания (от организации финансирования НИОКР до продвижения их результатов к конечному потребителю).
2. Патентное Агентство (ПА), позволяющее осуществлять учет и укрупнение инноваций.
Агентство также будет управлять процессом взаимодействия инноваций и переводом их в системную, проектную или институциональную форму. Прототипом Патентного Агентства, являются современные российские патентные учреждения, а также опыт элементы патентных систем Германии и США в 1910 – 1930-х годах.
3. Центры Коллективного Пользования (ЦКП) высокоспецифичным оборудованием.
Необходимость создания таких структур обусловлена тем, что большинство действующих региональных инновационных центров предоставляют в коллективное пользование низкоспецифичное оборудование – копировальную технику и т.п. Однако в регионе существует значительный спрос на использование в процессе разработки и производства инновационной продукции высокоспецифичного оборудования (в подавляющем большинстве случаев запретительно-дорогого для малых инновационных предприятий).
4. Центры Внедрения Инноваций (ЦВИ), ориентированные на решение проблемы неопределенности относительно спроса на создаваемую малыми инновационными предприятиями продукцию.
Одним из путей решений проблемы является размещение государственных заказов на высокотехнологичную продукцию через ЦВИ, а также координация процессов аутсорсинга крупных промышленных предприятий в случае необходимости выполнения крупных контрактов, требующих значительного увеличения численности высококвалифицированных рабочих в ограниченные временные сроки.
Эту роль могут выполнять ассоциативные объединения малых и средних инновационных организаций, например, в Белгородской области некоммерческое партнерство «Ассоциация инновационно-технологических организаций «БЕЛГОРОДИНТЕХ».
5. Лизинговая Инновационная Компания (ЛИК), основной функцией которой будет являться организация лизинга, объектами которого выступает в первую очередь научное оборудование для малых инновационных предприятий, организаций инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, вузов, осуществляющих научно-исследовательскую деятельность.
Расширение межрегионального и международного сотрудничества в инновационной сфере, развития трансфера технологий невозможно без предоставления качественной информации о перспективных научно-технических разработках, готовых к коммерциализации и инновационных проектах, реализующихся в регионе. В связи с этим для улучшения регионального инновационного климата мы считаем чрезвычайно актуальным повышение эффективности регионального механизма информационного обеспечения инновационной деятельности.
В основу системы информационного обеспечения РИС должен лечь следующий принцип – любой индивидуум, группа лиц, предприятий в любой точке региона и в любое время могут получить на основе автоматизированного доступа и систем телекоммуникаций любую необходимую информацию о новых или известных знаниях, инновациях (новых технологиях, материалах, машинах, организации и управления производством и т.п.), основных направлениях и результатах областной инновационной политики, нормативно-правовой базе инновационной деятельности, формах и объемах господдержки инновационных процессов на предприятиях.
При этом надо учитывать, что субъектам инновационной деятельности в первую очередь нужна информация, которая содержала бы упорядоченную соответствующим образом технико-экономическую, конъюнктурно-коммерческую, статистическую информацию, сведения о характеристиках инновационной продукции, новых технологий, материалов, видов инновационных услуг и т.п.
Необходимым условием выполнение базового принципа будет являться развитие областных информационно-аналитических баз и банков данных, содержащих: данные о субъектах и объектах инновационной деятельности; о производственно-технологических площадках под технопарки и ТВЗ для возможной организации высокотехнологичных производств; о реализуемых и планируемых к реализации на территории области инновационных проектах и т.д.