Функции управления — это особый вид управленческой деятельности, продукт процесса разделения труда и специализации в системе управления. В общем виде выделяют два наиболее важных типа классификации функций управления: с позиции объекта и с позиции субъекта управления.
Управляющая подсистема через воздействие на управляемый объект реализует функции управления. Выделение конкретных функций управления на основе разделения труда связано с объективной необходимостью управления специализированными (обособившимися) объектами (процессами) и их элементами. Отсюда следует, что объективно необходимые функции управления формируются под воздействием факторов, вытекающих из особенностей объектов управления, их целей, задач и содержания управления, согласующихся с требованиями его законов и принципов, а также с целями и задачами производства.
Управляющая и управляемая подсистемы связаны между посредством информации. Из подразделений (элементов) объекта управления информация поступает в управляемую подсистему, что позволяет ей разрабатывать и принимать управленческие решения.
В общем виде функция является тем свойством системы, в котором конкретно воплощаются её смысл, повод и существование. Иными словами, в функции заключается ответ на вопрос: что система должна делать, совершать, осуществлять?
На первом, общем уровне речь идёт о направляющей функции системы управления. Это определение аналогично производственной функции производственной системы, функции создания потребительных стоимостей экономической системой и т.п. Имеется в виду, в сущности, способность функции выполнять синтетическое, широко понимаемое направляющее воздействие на управляемую сферу.
Когда речь идёт о втором уровне, то мы говорим об основных функциях. Их можно выделить по внутренним характеристикам направляющего воздействия субъекта на объект. Каждая функция отличается своим направляющим воздействием, имеет свои содержание и форму, реализуется через свою временную, пространственную и алгоритмическую последовательность. Однако взаимная зависимость между отдельными элементами является с точки зрения системы как единого целого весьма важным фактором.
В любой производственной системе для того, чтобы она существовала как единое целое, управление призвано выполнять некоторые общие функции. Отсутствие или неуравновешенность некоторых из них вызывает заметные перебои в направляющем воздействии: подрываются эффективность и целеустремленность системы, нарушается, по сути дела, её смысл. Однако и простое присутствие необходимых элементов не гарантирует их успешное функционирование.
Общие функции управления можно расчленить следующим образом: опорные функции, функции инициативы, упорядочивающие функции, операционные функции и функции заключительного управления.
Взаимные логические связи функций приведены на рис. 5.
Опорные
функции
Функции
инициативы
Упорядочивающие
функции
Операционные
функции
Верификационные
функции
Рис. 5. Взаимосвязь функций
Выполнение общих функций управления представляет собой непрерывную цепь вполне определённых действий руководителя в системе управления. Сбор информации — это исходная, опорная функция руководителя. Реализуя функцию сбора информации, он создаёт условия для анализа, поскольку если нет исходных данных, то нечего будет и анализировать. Анализируя, он создаёт условия для прогнозирования, так как если нет целого, разложенного на изученные, осознанные части, то не из чего будет сложить снова цельный образ будущих действий, будущего совместного конечного продукта. В целом функции инициативы состоят в том, чтобы определить на базе измерений внешних и внутренних потребностей системы её желаемое и необходимое состояния в будущем по всем решающим параметрам и наметить пути и средства их достижения. В какой-то мере они являются источниками целенаправленного или ориентированного на цель действия экономической системы в реальном времени, в котором происходит процесс управления. В экономических системах функции инициативы реализуются в прогнозировании, планировании, программировании и т.д.
Упорядочивающие функции логически вытекают из функций инициативы. Ведь недостаточно только наметить структуру функций и целей. Столь же важны упорядочение разнородных компонентов организации и мотивации. Упорядоченность касается не только производственных, экономических или социальных явлений, но и самого процесса управления. 0рганизация включает организацию объекта и субъекта управления, организацию воздействия субъекта на объект управления. Мотивация (стимулирование) осуществляется материальным, моральным и административным (властным) воздействием.
Упорядочивающая функция в определённых местах перекрещивается с функцией инициативы. Например, намечать, определять и специфицировать функции организации — задачи не только плановиков, но и, прежде всего, организаторов.
Осуществив организацию системы, создаются условия для её регулирования. На практике они реализуются в оперативном и операционном управлении, процессе управления в реальном отрезке времени, диспетчерском управлении и т.п. Через их свойства непосредственно направляются регулируемые явления.
Верификационные функции выражают обратную связь системы управления (свидетельствуя тем самым о её подлинности). Они осуществляются в реальных экономических системах при помощи двух функций — учёта и контроля. Регулирование вызывает к жизни контроль. И наконец, контроль создаёт условия для справедливого распределения результата конечного труда. На всех этапах реализации функций управления одновременно реализуются функции учёта и анализа, но особенно они важны на начальном и заключительном этапах. Функции управления всегда связаны с обязанностями руководителя, тогда как методы управления — с его правами.
Отражая сущность управления, основные функции едины на всех уровнях его иерархии. Изменяются лишь объём работ и их содержание, что в значительной степени зависит от особенностей производства.
Выделение конкретных функций управления на основе разделения труда связано с объективной необходимостью управления специализированными (обособившимися) объектами (процессами) и их элементами. Отсюда следует, что объективно необходимые функции управления формируются под воздействием факторов, вытекающих из особенностей объектов управления, из целей, задач и содержания управления, согласующихся с требованиями его законов и принципов, а также с целями и задачами производства.
Этот комплекс функций нельзя понимать как нормативный и окончательный. Однако его база опирается на логические аргументы, и он может служить для практических целей.