рефераты по менеджменту

Социально-ориентированное управление

Страница
39

Наличие органической взаимосвязи, соответствия между экономикой, социальными институтами и типом работника обусловливает то, что они в совокупности образуют некоторую целостную систему, обладающую способностью к изменениям, представляющую собой "ядро" механизма социальных изменений. При этом различные механизмы (т. е. разные сочетания институтов, типов работника и экономики) имеют разные потенциалы развития. Одни почти не меняются в течение длительных периодов, другие динамично развиваются. Что же в системе "социальные институты — тип работника — экономика" определяет темп изменений, скорость развития? Социальные институты (идеология, культура, мораль и др.) — это наиболее консервативный элемент в механизме изменений. Разные институты обеспечивают различные социальные условия осуществления изменений. Например, в рамках одной культуры нормой является поддержка новаторов и обеспечение их необходимыми ресурсами для реализации новых идей; в рамках другой культуры может бытовать норма "невысовывания", подравнивания всех под один стандарт и негативное отношение к новым, нетрадиционным идеям и их носителям, что "гасит" большинство инициатив. Социальные институты служат тем элементом общества, который определяет основные различия между вариантами социальной динамики.

Задача анализа альтернативных вариантов социальной динамики в условиях развития общества может быть решена с помощью мысленного эксперимента. Применительно к данной задаче он включает три этапа: 1) выделение и описание множества потенциальных вариантов общественного развития; 2) выявление вероятных социальных последствий реализации описанных вариантов с акцентом на возможные трудности и проблемы; 3) сравнительный анализ различных вариантов и выбор из них наиболее предпочтительных.

Варианты, о которых далее пойдёт речь,— это идеальные типы социально-ориентированного общества. Метод идеальных типов является методологическим инструментом анализа значимых различий в рамках выделенного аспекта изучаемого социального явления. Выделяемый аспект при этом должен охватывать лишь существенные стороны явления.

Анализ значимых различий в рамках изучаемого явления позволяет построить типологию, включающую в себя совокупность качественно отличающихся друг от друга типов. В нашем случае основанием для построения типологии служит способ регулирования различного поведения людей. Движение общества к тому или иному типу и составляет содержание каждого варианта развития общества.

Итак, теоретически возможно представить множество вариантов развития общества. Движение к тому или иному из них даёт нам различные варианты развития общества (см. рис. 15).

Полярными вариантами общества (между которыми расположены все остальные) можно считать директивно-централизованное и самоуправляющееся.

В рамках директивно-централизованного общества поведение регулируется в основном "сверху" — административными методами, при помощи приказов и директив; свобода выбора человеком различных линий поведения сводится практически к нулю. На поддержание такого порядка "настроены" различные социальные институты (идеология, право, образование, наука и др.), для которых характерны преобладание общего интереса (государственного, коллективного) над частным (индивидуальным) и попытка "подогнать" последний под общий интерес.

Директивно- Директивно-

централизованное централизованное

общество общество

Авторитарно-

бюрократические

варианты Область

Современное Консервативные устойчивости

состояние варианты общества

общества

Демократическая Область

революция неустойчивости

общества

Демократическая

эволюция Область

устойчивости

общества

Самоуправляющееся Самоуправляющееся

аристократическое аристократическое

общество общество

С

Рис. 15. Сопоставление вариантов развития общества

Директивно-централизованному обществу соответствует Административная система управления, с жёсткой зависимостью первичных хозяйственных ячеек от центра. Стиль обращения с человеком в этой системе требует "разработать" детальные инструкции, дать конкретные задания. А затем заставить всех подчинённых беспрекословно, точно, строго соблюдать все детали директив, все буквы инструкции. Надо постоянно, неукоснительно всех контролировать, ловить малейшие промахи, чтобы они не переросли в провалы.

Принципиально важной особенностью такой системы (наряду с чёткостью, однозначностью административных предписаний) является неоднозначность трактовки и нечёткость в выполнении правовых норм. Это связано с тем, что правовые нормы в Административной Системе могут нарушаться по указаниям "сверху" — в "исключительных случаях", "для пользы дела", "по соглашению сторон" и т. д. Иначе говоря, в рамках Административной Системы существует примат административных норм (устанавливаемых руководителям различных рангов, исходя в основном из поставленных "сверху" конкретных задач и текущих интересов руководимых ими организаций) над нормами права, которые в принципе должны быть всеобщими, стабильными и устанавливаться государством. Такая ситуация обусловливает низкий уровень развития правосознания руководителей и населения. Однако она необходима для нормальной работы Административной Системы, так как развитое правосознание мешает реализации верховенства административных норм над правовыми, а значит, мешает чёткому выполнению директив "сверху" любой ценой.

В самоуправляющемся обществе (в отличие от директивно-централизованного) основным регулятором поведения являются не директивы, а внутренние побуждения людей, самостоятельно избирающих линию поведения в условиях чётко зафиксированных правовых норм. Для самоуправляющегося общества характерен примат норм права над административными нормами, которые тогда приводятся в соответствие с законами государства. В основе самоуправляющегося общества лежит правовая система, предполагающая отмену любых административных предписаний, противоречащих законам государства, даже если эти предписания издаются самыми высокопоставленными должностными лицами и исходят из самых "компетентных органов". Такая система, конечно, может нормально функционировать только при развитом правосознании граждан, их уважении к законам. Все это означает демократизм самоуправляющегося общества, наличие правовых гарантий защиты граждан от административного произвола.

Самоуправляющееся общество предполагает рыночные отношения, в которых функционирует множество самостоятельных производителей. Экономика для сохранения устойчивости и динамичного развития в рамках такого общества требует от работника стремления к изменениям, ориентации на достижение максимальных результатов в труде и т. п. Формировать работника с такими качествами может система институтов, подчиняющаяся следующим принципам:

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту