рефераты по менеджменту

Социально-ориентированное управление

Страница
35

5. Посвящение воли. Оно заключалось в том, человек должен был низвести истину в глубину своего существа и применить её ко всем подробностям своей жизни. Чтобы достигнуть этого идеала, следовало, по Пифагору, достигнуть трёх совершенств: осуществить истину в разуме, праведность в душе, чистоту в теле. Следовательно, для чистой души необходимо и чистое тело. Кроме того, необходимо, чтобы душа, постоянно освещаемая разумом, приобрела мужество, способность самоотречения, преданность и веру, чтобы она достигла праведности и победила навсегда низшую природу человека. И, наконец, для интеллекта необходимо достижение мудрости, чтобы человек мог во всём различать добро и зло. На этой стадии человек становится Аристократом. Внутренние чувства души раскрываются и воля становится творческой. Он обладает достаточной энергией и вступает во владение новыми способностями и силами.

Различие в людях происходит или от первоначальной сущности индивидов, или от ступени достигнутой ими духовной эволюции. С этой тоски зрения всех людей можно распределить на четыре класса.

1. У большинства людей воля вызывается преимущественно телесными потребностями. Их можно назвать действующими по инстинкту. Они способны не только на физические работы, но и на творческую деятельность разума в пределах физического мира, в области торговли и промышленности и всякой практической деятельности.

2. На второй ступени человеческого развития воли, а, следовательно, и сознания, сосредоточены люди в душевном мире, т.е. в области чувствования, воздействующего на интеллект. Люди этой категории действуют под влиянием страсти. По своему темпераменту они способны стать воинами, артистами, литераторами. Они живут в условных идеях, направляемых страстями или ограниченных узким кругозором и не поднимаются до чистой Идеи, до всеобъемлющего миропонимания.

3. Эта категория людей сосредоточивается главным образом в чистом разуме, освобождённом от влияния страстей и от границ материи, что и придаёт понятиям этих людей всеобъемлющий характер. Это люди, действующие под влиянием интеллекта. Из них выходят общественные деятели, поэты, философы. Страсти в них служат разуму в отличие от предыдущей категории людей, у которых разум бывает, по большей части, слугой страстей.

4. Самый высший человеческий идеал, где к господству разума над душой и над инстинктом присоединяется господство воли над всем существом человека. Покорив всю свою природу и овладев всеми своими способностями, человек приобретает великое могущество – Мудрость. Благодаря могучей силе сосредоточения, воле такого победившего человека, действуя на других, он приобретает почти безграничную власть, т.е способность влиять на людей. Это и есть Аристократы.

Обучив и воспитав в своей школе Аристократов, Пифагор разработал аристократическую конституцию Кротона и создал Совет Тысячи, который выбрал его главой государства, которое он возглавлял 25 лет. Над Советом Тысячи он поставил Совет Трёхсот, который осуществлял законодательную власть над исполнительной, которую осуществлял Совет Тысячи, с совещательным и решающим голосом во всех коренных вопросах. Таким образом, Пифагор поставил во главе государства Аристократов, опирающихся на высшее знание и поставленных так же высоко, как древнеегипетское жречество, деятельность которых он изучил, будучи в Египте.

Таким образом, Президентом, членами Федерального собрания и Правительства должны быть только Аристократы.

До недавнего времени социальная структура общества изучалась без какой-либо её связи с экономикой. Ни о какой её роли регулятора экономики в существующей теории не говорится. Вместе с тем в реальной действительности социальная структура играет эту роль, влияя на ход внедрения рыночных отношений, не говоря уже о её влиянии на процессы, происходящие в аппарате управления экономикой, на НТП, на качество продукции.

Это и не может быть иначе, если учесть, что от типа социальной структуры зависит динамика общества в целом. Известно, что тип социальной структуры дореволюционной России определил характер социальной революции. Тип социальной структуры СССР 30-50-х годов определил деформации социализма, о которых мы пишем и говорим сегодня: культ личности, монополизм власти, отчуждение от общественного труда и пр. Тип социальной структуры определяет и сегодняшний этап развития РФ: ход процессов перестройки и их возможные результаты.

Это не означает, что социальная структура — единственный социальный регулятор эволюции общества. Огромной динамической силой обладают институциональные регуляторы — культура, идеология, политика, наука, образование. Но все они (так же как территориальные регуляторы и факторы благосостояния) действуют через активность социальных групп, которая определяется их местом в социальной структуре общества. Это даёт основание считать, что социальная структура — главный регулятор социальной динамики в целом, включая и развитие экономики. Это естественно, ибо социальная структура есть сами люди, организованные в разного рода группы и играющие в системе производственных отношений все те социальные роли, которых требует экономика: роли депутатов, министров, директоров заводов, ИТР, рабочих разных специальностей. Именно они вырабатывают и проводят в жизнь определённую социальную политику: организуют выполнение планов развития страны; принимают решения по кадровым вопросам и пр. и пр.

Если это так, то социальное и экономическое положение групп, их интересы, характер их активности и взаимоотношений с "верхами" и "низами" — всё это сильнейшим образом влияет на развитие общества, "отпечатывается" на конечных результатах.

Решающая роль социальной структуры как регулятора развития общества пока слабо осознана как экономической наукой, так и социологией. Сложилась любопытная ситуация. Говоря о совершенствовании экономики, мы говорим о необходимости расширения самостоятельности руководителей. Но руководители — это одна из социальных групп, входящих в состав социальной структуры общества, а их самостоятельность — это черта их социального положения, которое характеризуется их отношением к средствам производства и ролью в организации труда. Налицо резкое разделение в системе научных представлений: проблематика экономики описывается на одном научном языке, проблематика социальной структуры — на другом, и эти два языка между собой не связаны. Исследования социальной структуры и экономики, касающиеся, по существу, одного и того же круга явлений (хотя и рассматриваемого с несколько разных сторон), не пересекаются. Понятно, что в этой ситуации социология едва ли может давать практические рекомендации по совершенствованию экономики.

Приступая к изучению роли социальной структуры в развитии общества, надо уточнить:

· на что эта структура влияет (на какие сферы жизни, на какие экономические процессы);

· через что осуществляется это влияние (через какие каналы, механизмы);

· каково это влияние: какие именно изменения в экономике порождаются воздействием на неё социальной структуры общества.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту