Таким образом, многосекторность общества чревата развитием ряда конфликтов. Осознавая этот факт, необходимо в процессе перестройки закладывать механизмы, которые могли бы снимать социальные напряжения и разрешать возникающие противоречия.
Итак, развитие общества ставит задачу пересмотра принципов устройства социальных институтов — децентрализации, увеличения разнообразия организационных форм и др. Однако наряду с позитивными результатами (активизацией человеческого фактора, ускорением научно-технического прогресса и др.) это может породить и ряд негативных последствий. Для успешного хода развития общества нужно уметь предвидеть эти последствия, выработать способы преодоления возникающих трудностей и усиления позитивных результатов.
Следовательно, каждая личность социального общества, находясь в той или иной социальной группе, на каждой стадии своего развития выполняет различные социальные и целевые роли.
Политика должна работать на экономику страны (как в США), а не наоборот, как у нас: обеспечиваем население Западных стран газом на 100%, а своё население не более чем на 20%. Прошло то время когда, чтобы выбраться из экономического кризиса, необходимо было распродавать природные ресурсы в ущерб своей стране. Прошедший 2009 год показал, что Украина и другие страны снизили план поставок нефти и газа. Это привело к существенному снижению финансов в Россию, получаемых за энергоносители.
На что в первую очередь должны быть направлены усилия социальных институтов?
Система управления, действующая в СССР и в РФ практически без изменения, породила отвечающие ей и кадры управления. Чтобы осуществить реформу управления, необходимо провести и соответствующую ей реформу кадров, а не приспосабливать их к создаваемой новой системе управления. Козьма Прутков в своё время говорил: "От малых причин бывают весьма важные последствия". Так вот сейчас мы и боремся, в основном, со следствием вместо того, чтобы устранять причины, вызвавшие эти следствия. Правильно сказал Дмитрий Медведев о том, что надо готовить кадровый резерв. Весь вопрос в том, как его готовить? Его решение о том, что нужно дать возможность выдвигать в различные социальные институты (законодательные органы) молодых людей с 18 лет, не выдерживает критики. Гражданин только окончил школу и без профессионального практического опыта сразу может стать депутатом. Единственно, что он может, это послушно голосовать за то, что ему порекомендуют. Это мы и наблюдает в Государственной Думе при полупустом зале заседания.
Чтобы коренным образом усовершенствовать систему управления, надо перенести столицу страны (т.е. социальные институты верхнего уровня управления) в небольшой город, как это сделал Назарбаев в Казахстане. Москва станет деловым центром (как Нью-Йорк в США). Работать на новом месте захотят те специалисты, которые ответственны перед обществом. Таким образом, можно решить профессиональную ротацию кадров на высшем уровне управления.
Каждая система управления всегда и создаёт, и формирует соответствующую своим нуждам систему воспитания, систему образования, которая и производит, в общем и целом, именно таких людей, какие нужны данному обществу, и именно в таких пропорциях, какие устанавливаются в ходе совокупного производства.
Разумеется, более или менее согласованное функционирование производства вещей (сферы материального производства) и производства людей (т. е. сферы воспитания и обучения) всегда достигается не сразу и не автоматически. Эти сферы производства лишь постепенно “притираются” одна к другой, и между их жерновами перемалываются множество жизней и судеб отдельных индивидов.
Но когда, рано или поздно, система общественного производства приходит в состояние кризиса, то это обязательно выражается также в остром разладе между системой воспитания и жизнью. Согласованность между ними нарушается, воспитание и жизнь начинают “противоречить” друг другу, сталкиваться в острейших конфликтах, — и всегда более болезненно чувствует это молодёжь.
Жернова жизни и нынешняя система воспитания рынком продолжают вращаться со скрипом, скрежетом и грохотом, ломая молодые жизни, калеча судьбы, властно заставляя молодёжь думать, размышлять и искать выхода из той ситуации, в которой находится наше общество. Как следствие выход находят в потребление алкоголя и наркотиков. Индивидуальное совершенствование без общественного назначения, во-первых, неполно, во-вторых, бесцельно. Это всё равно, что сделать хорошую машину и запереть её в сарай.
Поэтому в основе психической системы воспитания и обучения должна быть поставлена цель — всестороннее и гармоничное развитие каждого человека, включая сюда, разумеется, и самое высокое развитие интеллекта, способности мыслить, способности суждения, умения думать, умения понимать окружающий мир, умения самостоятельно добывать знания. А не жить чужим умом. Ибо без самого высокого уровня развития этих способностей ни о каком гармоничном развитии личности говорить, конечно же, не приходится. Цель – действие в обществе людей, а не уход от них!
Как этого добиться?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, что ни специфически человеческие потребности, ни тем более специфически человеческие способы их удовлетворения в генах индивида никак не записываются и через гены не наследуются. Индивид усваивает их в ходе своего человеческого становления, т. е. через процесс воспитания, понимаемый в самом широком смысле этого слова. Специфически человеческая психика со всеми её уникальными особенностями и возникает (а не “пробуждается”) только как функция специфически человеческой жизнедеятельности, т. е. деятельности, созидающей мир культуры, мир вещей, созданных и созидаемых человеком для человека. Осваиваясь в мире этих вещей, т. е. активно осваивая их, потенциальный человек (ребёнок) осваивает в них общественно-человеческий интеллект (разум) с его логикой, т. е. превращается в разумное существо, в полномочного представителя рода человеческого, тогда как до этого (и вне этого) он был и оставался бы лишь представителем биологического вида.
Только вполне реальный интеллект, общественно-человеческий разум, возникший и исторически развившийся в процессе социализации людей, и присваивается потенциальным человеком (ребёнком), становится и его интеллектом. Этот материалистически понимаемый разум вначале существует вне ребенка, до и независимо от него. Он воплощён — овеществлён, опредмечен в таких вполне прозаических вещах, как пища и воздух, ложка и ночной горшок, жильё и мебель, — в тысячах предметов быта, а также и в действиях взрослого, умеющего пользоваться этими вещами по-человечески, т. е. разумно (целесообразно), в согласии с их ролью и функцией в системе человеческой культуры. В той мере, в какой ребёнок научается (у взрослого, разумеется) самостоятельно обращаться с вещами так, как требуют условия окружающей его с колыбели культуры, он и становится субъектом высших психических функций, свойственных лишь человеку. И это происходит раньше, чем маленький человек усваивает язык, слово, речь. Более того, сформировавшийся уже интеллект составляет необходимую предпосылку усвоения речи. Раз он сформирован — слово усваивается легко. В обратном же порядке нельзя сформировать ни того, ни другого. Из этого следует важный вывод: как только индивид проявляет малейшую самостоятельность, педагогу (родителю) необходимо сразу ослабить руководящее усилие! И продолжать его ослаблять ровно на столько, на сколько усиливается активность (самостоятельность) ребёнка (обучающегося). Не подавить, не угасить проявление самостоятельности!! Если не заметить этой активности и продолжать руководить (управлять) действиями индивида с прежней силой и настойчивостью — активность его ослабнет и угаснет, и тогда уже никакими понуканиями её не разбудишь вновь. Деятельность мозга закладывается с раннего детства. Поэтому неумеренный руководящий нажим взрослого, не считающийся с уже возникшей самостоятельностью ребёнка, лишь тормозит процесс психического развития, замедляет его и откладывает его начало на более поздние сроки, на другие, более сложные виды деятельности. А это уже само по себе приводит к перекосам в психическом развитии, и притом в отношении такого важного его компонента, как формирование воли, т. е. практического интеллекта. Не отсюда ли получаются “удоборуководимые”, но безынициативные, пассивно-безвольные и слишком “послушные” люди, как огня боящиеся принимать самостоятельные решения и не умеющие их принимать, тем более — осуществлять? Нравственные качества закладываются очень рано, как и им противоположные. Может быть, уже там, где двухлетнего человека, способного осуществлять такую невероятно сложную деятельность, как речь (!), продолжают кормить с ложки точно так же, как и годовалого. Очень может быть! Не слишком ли часто мы, взрослые, продолжаем своими руками делать за ребёнка и вместо ребёнка (подчинённого) многое такое, что он уже мог бы делать сам, оставляя его руки и его мозг в бездействии, в праздности? Не запаздываем ли мы то и дело передавать ему из рук в руки всё новые и более сложные виды деятельности, продолжая настойчиво руководить им и тогда, когда это уже излишне и даже вредно? Не слишком ли часто мы опасаемся передавать ему полную меру ответственности за принятое решение, за предпринятое дело, оправдывая себя тем, что мы сами сделаем всё скорее, умнее и лучше, чем это умеет пока он?