Вся совокупность социальных взаимодействий должна рассматриваться как взаимодействие субъекта и объекта управления. Как субъект (управляющая подсистема), так и объект управления (управляемая подсистема) имеют сложную, многоуровневую структуру. В качестве субъекта управления выступают и социальные институты, организации (в том числе общественные), и производственные коллективы, и личности. Однако, в конечном счёте, управленческие решения фактически принимают реальные личности, которые наделены соответствующими полномочиями, предполагающими высокую меру ответственности. Управление выступает в виде либо принуждения (законы), либо убеждения (пропаганда), либо признания авторитета (вера), либо, как чаще всего и бывает, в виде сочетания и того, и другого, и третьего. К субъекту управления предъявляются повышенные требования: компетентность, наличие именно управленческого (административного) склада ума, который, с одной стороны, готовится всей системой воспитательных и образовательных средств, а с другой — предполагает и природную одарённость.
Необходимым условием принятия субъектом эффективного управленческого решения и осуществления разумного контроля за его исполнением является, как уже говорилось, высокое качество информации, её полнота, своевременность и оперативность получения, а также переработки. Всё это предполагает глубокие и всесторонние знания субъектом существенных свойств, состояний, тенденций движения управляемого им объекта, а также условий его существования. В этом и заключается компетентность управляющего органа или лица.
Объектом управления, в какой бы форме и на каком бы уровне он ни выступал (будь то предприятие, организация, учреждение или даже общество в целом), реально и фактически являются люди: коллективы или отдельные личности, которые наделены соответствующими человеческими качествами — умом, волей, талантом, а потому способны принимать соответствующие решения и выполнять их. В этом отражается фундаментальная закономерность всех социальных процессов: чтобы быть реализованным, любой из них должен "очеловечиться", то есть воплотиться в действиях конкретных людей.
В обществе осуществляется управление не только коллективами людей, но и природными процессами, например, экологическими, а также технологией производства, размещением хозяйственных зон и т. д. Однако управление последними также всегда опосредствовано управленческими взаимодействиями между людьми.
Субъект и объект управления, как отмечалось, — понятия относительные. В одном взаимодействии человек выступает как субъект, в другом — как объект управления. И даже в пределах одного и того же взаимодействия субъект также управляется со стороны объекта, который в этом случае выступает уже в качестве субъекта управления. Поэтому эффективное управление возможно только при условии разумного контроля и за самим решением, и за его исполнением не только сверху, но и снизу: бесконтрольный работник, как правило, морально разлагается, то же самое, впрочем, происходит и с руководителем. Принцип обратной связи, характеризующий в общем виде социально-ориентиро-ванное управление, тем не менее почти полностью исключается в условиях жёстких систем управления, для которых характерен, так сказать, "паралич" индивидуальной свободной воли объекта управления. Эта ситуация характерна для всех административно-бюрократических методов управления.
Принцип обратной связи применительно к социально-ориентиро-ванному управлению выражается не только в исполнении и систематическом контроле, но, что самое важное, предполагает широкую инициативу, активное понимание, сотворчество и даже настоящее творчество тех, кто выступает в данной ситуации в качестве объекта управления. Управленческий замысел не только исполняется "от и до", но и творчески конкретизируется и развивается, превращается в нечто большее, чем первоначальный замысел, влияя на корректировку исходной управленческой позиции на других ступенях управленческих решений. Обратная инициатива предполагает наличие в объекте управления не только некоторой суммы психологических начал, но и высокого чувства гражданственности, ответственности за своё дело, полного единения воли и действий руководителя и руководимого. В сущности, в этом раскрывается смысл и содержание демократизации управления, столь необходимой для его эффективного осуществления, особенно в экономической сфере жизни общества, реализующейся в работе каждого конкретного предприятия и трудового коллектива. Своё высшее выражение социально-ориентированное управление находит в форме социального самоуправления, которое невозможно без высокой культуры как объекта, так и субъекта управления, выражающейся в таких нравственно-психологи-ческих качествах, как честность, добросовестность, бескорыстие, критичность и самокритичность в оценке работы.
Принципы управления обществом изменяются в зависимости от характера общественного строя, от форм государственной власти. Они, например, могут быть жёстко детерминированными, когда управляющее воздействие стремится однозначно "программировать" поведение "адресата", и, так сказать, мягко детерминированными, когда управленческая программа предполагает относительно широкий спектр возможных видов и форм поведения объектов управления. Однако в истории редко встречаются жёсткие и мягкие принципы управления в "чистом" виде: управление в социальных системах, как правило, так или иначе, сочетает в себе оба эти принципа. Наиболее парадоксально они сочетаются в системах, в которых осуществляется механизм стихийного управления, что очень чётко видно на примере рынка, где действует "невидимая рука", о которой писал А. Смит. С одной стороны, эта "рука" направляет свободную игру стихийных сил, допуская гибкость, податливость конкурирующих сторон, а с другой — диктует жёсткие и безжалостные правила игры, неумолимые, как судьба.
Как было сказано выше назначение цели в том, что система должна в своём будущем состоянии отвечать определённым потребностям, т.е. она должна ответить на вопрос: что должно быть получено?
Следовательно, цель социально-ориентированного управления — это основанное на принципе обратной связи целенаправленное воздействие на элементы общества как целостной системы для её оптимально организованного эффективного функционирования и развития, т.е. достижение данного, возможно разумного (необходимого и достаточного) уровня удовлетворения материальных и духовных потребностей членов общества за счёт наиболее эффективного и рационального использования уже имеющихся и дополнительно вовлекаемых материальных и трудовых ресурсов.
Эти цели выражают необходимость и потребность достигать желаемых будущих состояний. По отношению к системе управления обществом их определение является несколько более сложным процессом, чем по отношению к другим системам.
Суть концепции идеальной системы управления состоит в том, что в основу её проектирования закладывается идеальная система, к которой надо стремиться (рис. 2).