рефераты по менеджменту

Социально-ориентированное управление

Страница
29

На представленной схеме показано, что, несмотря на все формы и стадии перераспределения доходов, источником формирования фонда содержания и развития непроизводственной сферы является как прибавочный, так и необходимый продукт.

В той части, в которой фонд формируется за счёт расходов бюджета на строительство непроизводственных объектов и на материальные затраты на содержание этой сферы, источником является прибавочный продукт. В той части, в которой услуги непроизводственной сферы проявляются как оплата затрат живого труда, они есть результат различных форм перераспределения первичных доходов работников материального производства, источником которых является необходимый продукт. Хотелось бы подчеркнуть, что функциональное назначение этих продуктов различно: прибавочный продукт по своей предметно-вещественной форме служит материальной основой функционирования непроизводственной сферы, формирует её основные и оборотные фонды; необходимый же продукт по своей предметно-вещественной форме может использоваться только в качестве предметов личного потребления, в том числе и работниками непроизводственной сферы. Суть дела лишь в том, что необходимый продукт по материальной форме может поступить для потребления работниками непроизводственной сферы только посредством сложного процесса перераспределения его стоимостной формы.

В действующей схеме начисления на заработную плату и отчисления на социальное страхование отнесены к прибавочному продукту. Но источником образования этих начислений является не прибавочный, а необходимый продукт. Материальным эквивалентом для отчислений на социальное страхование являются предметы личного потребления. Поэтому отнесение их к прибавочному продукту искажает действительную картину вещественного состава чистого продукта, поскольку разграничение проводится не по функциональному назначению, а по форме распределения доходов. В связи с этим завышается стоимость прибавочного и занижается стоимость необходимого продукта. Это ведёт не только к необоснованному изменению пропорций между ними, но и к несоответствию в структурном распределении вновь созданного продукта по материальной и стоимостной форме. Следовательно, необходимо дальнейшее совершенствование распределения национального дохода на основе целевого функционального назначения доходов и расходов.

Все граждане страны одновременно являются как потребителями товара и услуг, так и их изготовителями (поставщиками). Изготавливая и поставляя некачественную продукцию или продавая по завышенной цене, мы рубим сук, на котором сидим. Что это значит? Обратная реакция нас как потребителя такой продукции заставляет поступать также относительно продукции или услуги, которую сами производим. Получается замкнутый круг. Экономически это выглядит так: завысив цену на 10 руб. на свой товар как производитель, но как покупатель он вынужден будет переплатить уже в 5-10 раз больше, так как на рынке покупает несколько товаров других производителей, которые также завышают цены. Значит, всё зависит от каждого гражданина общества, а не от тех, кого мы наделяем высшими полномочиями (президент и правительство). Но при этом они должны создать условия для реализации каждым гражданином своих потенциальных возможностей.

Структура и процесс управления

Организация управления любой системы имеет двойственный характер. С одной стороны, она предполагает построение статической основы системы управления, т.е. ее структуры как совокупности звеньев, их функций и иерархических связей между ними. Структура необходима для организационной стабилизации управления. Но с другой стороны, организация управления включает и текущую работу по распределению заданий, контролю за их выполнением, устранению организационных неувязок, поддержанию дисциплины и т.д. Это уже процесс управления, характеризующий динамику функционирования системы управления, последовательное использование установленных организационных форм.

В организации управления эти две стороны — структурная и процессуальная — должны быть согласованы. Если процесс управления характеризует порядок обоснования, то его организация в значительной мере зависит от структуры принятия и реализации решений, управления. Если, например, в ней увеличивается число ступеней (звеньев), то изменяется и процесс управления: увеличивается, как правило, число операций и работ, он становится более продолжительным, усложняется взаимодействие звеньев. И напротив, сокращение числа ступеней в структуре повышает оперативность управления, уменьшает объем обрабатываемой информации.

Вместе с тем качество управленческих решений зависит от функциональной специализации работ, т.е. выделения в структуре специализированных звеньев. Анализ практики показывает, что взаимосвязь процесса и структуры управления должна быть вполне определенной и строиться с учетом целого ряда факторов.

Структура и процесс выражают соответственно статику и динамику организации управления, её стабильные параметры и порядок функционирования системы управления. Общее проявление связи заключается в том, что структура — это конструкционная основа управления. Правильно сформированная, она позволяет наиболее рационально осуществлять процесс управления. Недостатки структуры снижают возможности и эффективность процесса управления. А в свою очередь нерациональное построение процесса управления может привести к неполной реализации возможностей самой рациональной структуры и, более того, к ее разрушению.

Структура обеспечивает нормальное и эффективное течение процесса управления, который со своей стороны стабилизирует и поддерживает организационно установленные параметры структуры. В этом проявляется их взаимосвязь — многообразная и разносторонняя.

На рис. 11 приведены основные аспекты взаимосвязей процесса и структуры управления. Так, уровни принятия решений являются исходным условием распределения прав и обязанностей в процессе подготовки, выработки и реализации решения и одновременно условием централизации или децентрализации функций управления. Виды управленческих работ служат основой разработки процедур и операций процесса управления, что позволяет, в конечном счёте, определить трудоёмкость (объёмы работ) реализации функций управления.

Централизация и Распределение прав и

децентрализация обязанностей в

функций управления управлении

Содержание основных Объём работ (трудоёмкость

и конкретных функций процедур, операций)

Виды связей, направ- Сбор, обработка, преоб-

ленность, интенсивность разование, передача

Выделение функциональ- Стадии выработки и

ных органов, блоков, реализации решений

звеньев

Рис. 11. Схема взаимосвязей, формирующих процесс и структуру управления

Таким образом, процесс управления можно представить как взаимосвязанный процесс реализации комплекса программ по управлению производством. По каждой программе определяются виды и уровни принятия решений, управленческие связи: линейные и функциональные, вертикальные и горизонтальные, внутренние и внешние. Осуществляется качественная и количественная оценка связей. При этом исследуются все аспекты процесса управления: экономический, информационно-технологический, социально-психологический, организационный, правовой.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту