рефераты по менеджменту

Социально-ориентированное управление

Страница
9

Опросы общественного мнения и социологические обследования выявили наличие большого количества функционально неграмотных людей, практически неспособных приобретать, обрабатывать и использовать элементарную для современного общества информацию. Поэтому существующий в настоящее время высокий уровень формальной грамотности нельзя рассматривать как прочное и необратимое культурное достояние общества, которое в будущем надлежит лишь сохранять.

Надо всегда помнить, что сначала лишь сознание меньшинства отвечает общественному бытию и это меньшинство, исходя из глубоких, научно-обоснованных убеждений, выступает за укрепление социально ориентированного общественного строя. Например, литература и искусство не создают произвольных картин мира, но они сознательно или бессознательно вторгаются в политико-идеологическое развитие общества. Как мы относимся к талантливым людям? Созданные ими идеи и образцы новой техники не находят своего применения десятилетиями. Из-за отсутствия у конкретных людей культуры, созданный научный потенциал общества используется не более чем на 5%.

Совокупный человеческий интеллект, чем дальше, тем больше становится главной производительной и вместе с тем творческой силой культуры и цивилизации. Именно поэтому к культуре пора начать относиться не только как к главному ресурсу человечества, но как к важнейшей ценности и цели развития общества. Интеллектуальный потенциал общества нередко идентифицируется с потенциалом информационным. Это происходит вследствие того, что техника весьма энергично проникает в культуру, что и находит своё отражение в языке. Приходится наблюдать, например, как в образование и науке происходят крайне нежелательные превращения. Информация стала подменять знания, память — понимание; принятие решений — решение проблем; составление планов и программ — формирование образа наличной ситуации и её возможных изменений, их осмысление и осознание; прогнозы и проекты стали занимать место реальных разумных действий; эмоции, аффекты, и амбиции возникали вместо интеллектуальных чувств, творческих переживаний, страстей, милосердия; учёные доспехи стали не пускать на порог науки реальные научные достижения; наконец, посредственное образование стало подменять культуру.

Всё это привело к технократическому мышлению. Оно свойственно не только техническим представителям и представителям науки, но и политическим деятелям, и представителю искусства, и гуманитарию, и чистым экономистам. Технократическое мышление — это мировоззрение, существенными чертами которого являются примат средства над целью, частной цели над смыслом и общечеловеческими интересами, символа над бытием и реальностями современного мира, техники над человеком и его ценностями. Технократическое мышление — это Рассудок, которому чужды Разум и Мудрость. Для технократического мышления не существует категорий нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства. Технократическое мышление, будучи духовно пустым, опустошающе действует на культуру. При низком уровне производительных сил и материального обеспечения людей они лишь в ограниченной мере реализуют свою свободу, свои интересы и потребности.

Следовательно, наделяться управленческими полномочиями может только Аристократ, а целью развития страны должно являться создание аристократического, а не демократического общества. Почему?

Индивид, обладающий профессиональной культурой, но соблюдающий мировоззренческую и общую культуру, не должен иметь возможность управлять гражданами страны. К таким можно отнести Романа Абрамовича, который присвоил часть созданного национального богатства и вывез его за пределы страны. Или Анатолий Чубайс, который осуществил так называемую приватизацию (в народе именуемую как "прихватизацию"), развалил энергетику (как следствие авария на саяно-шушен-ской ГЭС), а теперь присосался к нанотехнологии, где уже успел не по назначению истратить выделенные финансовые ресурсы. Перечень подобных индивидов можно перечислить ещё множество. Рядового работника за незначительное хищение отдают под суд, а перечисленных выше пересаживаю из одного кресла в другое. Система управления, возглавляемая такими индивидами (считать их социально-зрелыми гражданами своего общества не могу), эффективной быть не может.

Раскроем понятие "демократия": demos (народ) + kratos (власть), т.е. народовластие. Объективно наиболее профессионально образованной является меньшинство граждан. Поэтому народовластие можно расшифровать как власть толпы, т.е. большинства. Как различаются понятия "полномочия" и "власть"? Власть — это способность индивида или группы влиять на других людей. Полномочия — это право применить власть. Человек, обладающий властью, может манипулировать другими и изменять их. Такое определение власти отделяет её от полномочий и влияния. Полномочия узаконивают власть и, таким образом, являются её источником. Влияние обычно рассматривается как понятие более широкое, чем власть. Оно включает способность изменять других людей различными способами, например, влияя на удовлетворённость и эффективность деятельности.

Давайте раскроем приведённые выше понятия.

Во-первых, рассмотрим путь становления личности. Родившийся ребёнок является лишь потенциальным человеком, которого природа наделила определёнными физиологией, морфологией и темпераментом. И только в процессе социализации этот потенциальный человек становится в полном смысле “человеком”. В социуме у человека появляются запросы, интересы и конкретные потребности, т.е. человек специализируется и превращается в индивидуальность. Индивид, общаясь с себе подобными, приступает к самовоспитанию и созданию своей личности, используя знания и культуру предшествующих поколений. Таким образом, личность выступает в качестве некоторой неделимой целостности, а свойства – как её аспекты, которые в зависимости от частоты их проявления у субъекта могут быть объединены в черты его личности.

Схематично это можно изобразить следующим образом:

социализация

специализация

самодеятельность

Представим становление личности и его психические функции в виде следующих взаимосвязей.

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК ИНСТИНКТ ПОДСОЗНАНИЕ

Социализация

ЧЕЛОВЕК

Специализация ИНТЕЛЛЕКТ СОЗНАНИЕ

ИНДИВИД

Саморазвитие ИНТУИЦИЯ СВЕРХСОЗНАНИЕ

ЛИЧНОСТЬ

Развитие личности можно представить следующим образом:

т.е. потребность т.е.способность

++ =

Эффективность управления начинается с малого — умения осознать свои личные цели, понимать и адекватно оценивать себя и других людей, правильно распределять своё время, вовремя и оптимально принимать решения, активно действовать, снимать стрессы в различных нестандартных ситуациях.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту