рефераты по менеджменту

Социально-ориентированное управление

Страница
2

Вопрос, как система управления функционирует, решается с учётом складывающихся возможностей, путём определения основных предпосылок правильного функционирования.

Система управления функционирует правильно, если:

ðхорошо сконструирована; имеет цели и функции, т.е. чёткое представление о том, чего надо достичь и какими путями; обладает оптимальным структурным построением и достаточно определённой совокупностью целей и функций; структура системы способна приспосабливаться и "учиться", а также ликвидировать нефункциональные отрицательные явления, устранять стихийность и преодолевать (разрешать) конфликты в организации;

ðрасполагает кадрами необходимого уровня (качества); управленческий и административный аппараты по структуре отвечают поставленным требованиям; каждый руководитель имеет надлежащую мировоззренческую, профессиональную и управленческую подготовку (способности), использует соответствующие методы (стиль) работы;

ðхарактеризуется благоприятным социально-психологическим климатом; все работники принимают цели организации, соглашаются с ними и активно добиваются их осуществления; источники конфликтов и противоречий минимальны; в отношениях между людьми преобладают морально-нравственные принципы, дух соревнования наряду с желанием сотрудничать; система мобильна;

ðрасполагает хорошо налаженным механизмом управления; критерии и показатели экономической деятельности соответствуют потребностям, целям и функциям; все средства (методы, инструменты) стимулируют инициативу, рационализацию, эффективность в рамках организации и в масштабе общества; каждое средство специфично по своему назначению; средства используются с учетом фактора времени, не содержат внутренних противоречий;

ðимеет хорошо функционирующую вышестоящую систему (окружающую среду); у вышестоящих систем также имеются свои цели, функции, структура; их вмешательства регулярны, выражены в определённых нормах, устанавливающих пределы компетенции и ответственности; формы и средства управленческого вмешательства по направлению "вниз" заранее известны;

ðв достаточной мере оснащена техническими средствами; располагает надлежащим рабочим пространством, организационной, вычислительной, транспортной техникой и техникой связи.

Предпосылок правильного функционирования намного больше, чем в приведённом перечне. Указанные предпосылки необходимо понимать в их системной связи.

Социально-ориентированное управление исследуется в настоящее время в трёх аспектах: социально-мировоззренческом, хозяйственном (управление экономикой), и социально-психологическом. Однако, действуя в целостном общественном организме, управление представляет собой единый и неделимый на отдельные элементы процесс.

Наиболее интенсивно проблема управления разрабатывается в связи с развитием информатики, два основополагающих понятия которой — информация и управление — нуждаются в особом рассмотрении для определения их значимости применительно к сфере социально-ориентированного управления.

Социальная информация есть, прежде всего, смысловая информация, то есть такая, которая перерабатывается человеческим сознанием и реализуется в деятельности людей. Она обусловлена потребностями и интересами индивидов, различных социальных групп, находящихся в постоянном общении между собой в процессе материального и духовного производства и организации всей общественной жизни. Социальная информация специфична не только с точки зрения своей природы, но и своего циркулирования в обществе. При этом взаимодействует бесчисленное множество информационных потоков, движущихся по разнообразным каналам: это и "память" прошлого, живущая в настоящем, и общепланетарные формы общения (международные, межгосударственные и др.), и внутригосударственные: социальными группами, между народом и государственными органами, между различными партиями, осуществляющиеся в виде обмена общественными мнениями, с одной стороны, и официальных государственных решений — с другой, а также в форме воспитания, обучения, общения в процессе трудовой деятельности, досуга и т. д. Таким образом, социальная информация движется как бы в двух плоскостях: горизонтальной и вертикальной.

Следовательно, под социальной информацией понимается та информация, которая циркулирует в обществе как совокупность знаний, сведений, сообщений, идей об окружающем мире, прежде всего об обществе, служащих целям управления общественными процессами. Оптимальное управление, преследующее разумные цели, предполагает объективную, истинную и полную информацию. Информация не должна зависеть от того, кому она должна служить.

Как связаны понятия социальной информации и социально-ориентированного управления? Это своего рода функциональные "близнецы". Там, где есть информация, действует и управление, а там, где осуществляется управление, непременно присутствует и информация. Исходный пункт любого управленческого процесса (главными среди которых являются выработка и принятие управленческого решения, а также его исполнение) — получение и обработка информации. Возникает вопрос, что же такое управление? Управление — это функция любой организованной системы, направленная на сохранение её качественной определённости, на поддержание динамического равновесия с окружающей средой и на её развитие. Управление есть своеобразный отклик на всю сумму информационных взаимодействий системы, направленный на придание ей такого поведения и состояния, такой структурной организации и тенденции развития, которые соответствовали бы всей накопленной этой системой информации и учитывали бы её объективные потребности. Оно ориентировано не только на информационное прошлое системы, но и на её будущее.

В системе социально-ориентированного управления фундаментальная роль принадлежит принципу обратной связи: там, где этот принцип нарушается или вообще отсутствует, там отсутствуют или искажаются смысл и результаты социально-ориентированного управления. В общей форме данный принцип гласит: в любом взаимодействии источник (субъект информации и управления) и приёмник (объект информации и управления) неизбежно меняются местами. Следовательно, и в процессе социально-ориентированного управления происходит обратное влияние объекта управления на его субъект. Далее, принцип обратной связи предполагает в качестве необходимого момента обмен информацией. Значит, социально-ориентированное управление — это информационный процесс с обратной связью. В принципе обратной связи осуществляется информационное воздействие объекта управления (т.е. управляемая подсистема) на его субъект (т.е. управляющая подсистема). В обществе этот принцип действует непрерывно, поскольку ответные действия управляемой системы влияют на динамику управленческих актов управляющей системы, постоянно учитывающей вновь поступающую информацию. При этом важно помнить о том, что здесь субъект и объект управления на какое-то время как бы меняются ролями, то есть субъект управления становится объектом, и наоборот. Таким образом, субъект и объект управления выполняют двойную — субъектно-объектную функцию.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту