Так много качеств должно сочетаться в одном человеке. Возможно ли это? Да, и на помощь необходимо призвать современную социологию и практическую психологию управления (в дальнейшем будем называть её — соционика, чтобы отличать от общей психологии и менеджмента), которая объединяет достижения всех отраслей знания, необходимых для решения сложных профессиональных управленческих проблем.
Изучая индивидуальные различия людей, нельзя уподобляться пауку, вытягивающему из себя умозрительную схему типологии и сущности этих различий: в этой паутине понятий конкретный человек остаётся лишь абстрактно известным, то есть практически индивидуальность человека таким образом отрицается: остаётся неизвестным, как люди отличаются друг от друга и от животных.
В приобретении любых знаний эффективность существенно нарастает при наличии системы, элементы которой должны быть, по возможности, фундаментально обоснованы. Необходимо увидеть и прочувствовать саморазвитие этой системы, т. е. её синергичность. Рассмотрение отдельных элементов системы не должно разъединять их, необходимо целостное видение их во всех взаимосвязях.
Каждый человек формирует свою внутреннюю систему знаний и ценностей. Но насколько эти система обоснована, рациональна и эффективна? Сразу можно сказать, что у большинства людей она деформирована, что связано с многовековой дифференциацией знаний и умений, резко усилившейся за последнее время. Профессиональная "гордость" и узкая специализация приводят к "отождествлению" личности со своей областью деятельности и знаний, как бы заставляя на всё смотреть с этой своей точки зрения.
Можно предложить один из вариантов системы знаний, позволяющий облегчить и ускорить овладение ими. Необходимо перейти к целостному подходу в оценке эффективности деятельности. Понимание природы реального объекта в работе любого человека должно опираться не только на определённое предметное представление, которое есть в психологической науке (или её области), но и на ту реальность, в которую включён реальный человек. Поэтому в центре внимания должен стоять реальный живой человек со всеми его особенностями, включённый в реальную сферу жизнедеятельности (профессиональную, бытовую и личную) и наполненный различными жизненными проблемами, которые могут его радовать и мучить. При этом важно психологическое регулирование индивидуального и коллективного поведения в нестандартных ситуациях.
Что означает целенаправленный путь в познании и в практике человеческих отношений? Сущность целенаправленного пути в творческой деятельности Человека состоит в осуществлении нравственно-положительного замысла этой деятельности, в личностном его смысле, в конечном счете, совпадающем с общечеловеческим смыслом. При этом общечеловеческое не является образцом или идеалом, наоборот, оно индивидуально своеобразно возникает как нравственно положительный результат целенаправленной деятельности конкретного человека. Таким образом, вопрос жизни и смерти человека, то есть его "Я", предстаёт вопросом нравственности, нравственно положительной целесообразной деятельности человека, воплощающей его "Я".
Задача государства — помочь человеку разобраться в себе, в своих сложных проблемах и найти рациональный выход из сложившихся практических ситуаций без значительных нервно-психических напряжений. В этом суть обучения, которое понимается как интеграция знаний и методов из различных областей знаний с целью решения проблем, возникающих у человека в различных сферах его жизнедеятельности.
Причиной, мешающей нам овладеть соционикой, являемся мы сами, а, точнее, научно-технический прогресс. Технические науки приучили нас постоянно, во всех явлениях искать причины их в грубо технологических изменениях производственного процесса, объяснять их физическими и химическими причинами и подходить к ним технически, но как раз области социальной жизни, в которой находит своё завершение деятельность всего нашего удивительно сложного организма, нам совершенно не приходилось касаться. Преподавание технических дисциплин опирается на наглядный метод. Нам предлагают конкретные вещества, перед нами демонстрируют конкретные орудия труда и средства производства. При этом нам предоставляется попробовать самим кое-что выполнить. Роль преподавателя в технических дисциплинах, таким образом, сводится к руководству зрителем, как бы осматривающего музей, в то время как он совершенно самостоятельно непосредственно знакомится с явлениями и сам убеждается в существование определённых фактов в этой области.
В соционике, к сожалению, дело обстоит совершенно иначе, так как при её обучении происходит только словесный обмен, разговор между преподавателем и слушателями. Причём слушатели высказываются, сообщают о своих сомнениях и несогласии, жалуются и сознаются в своих желаниях о том, что делается на практике, а преподаватель слушает, старается направить определённым образом мысли слушателей, убеждает их, привлекает их внимание, даёт им разъяснения и наблюдает за поведением слушателей, реагируют ли они положительно или отрицательно.
Не так-то легко складываются глубокие убеждения, а если они приобретены без особого труда, то они оказываются лишёнными всякой ценности и тогда мы не способны к сопротивлению. Самой желательной направленностью для нас должен являться доброжелательный скептицизм. Необходимо спокойно проникнуться необходимым пониманием до тех пор, пока, наконец, нам не представится случай, когда эти два различных понимания повлияют друг на друга, и мы сможем сравнить их и объединить в одно окончательное убеждение.
Социально-психологический тип личности — это абсолютно объективная характеристика, проявляющаяся в поведении, внешности, походке, почерке, голосе. Не менее объективная, чем "год рождения" или "стаж работы на одном месте".
Индивидуальный социально-психологический тип не существует изолировано! Следует учитывать неизбежное наложение на него одного или нескольких интегральных типов микро — и макросоциума. Изучаются, как минимум, восемь уровней психологической жизни личности:
1. темперамент, под которым понимаются эмоционально-двигательные пропорции процесса коммуникации,
2. поведение, под которым понимается смена различных коммуникативных режимов,
3. характер, т.е. тенденции изменения поведения в процессе адаптации,
4. воспитание, т.е. контроль за изменениями поведения,
5. сам индивидуальный социотип,
6. интегральный тип неформальной группы, в которую включён индивид (прежде всего семья и круг друзей),
7. интегральный тип формальной группы, в которой протекает профессиональная и общественная деятельность индивида,
8. тип мировоззрения нации, в условиях которой развивался индивид.
Социально-психологический тип (социотип) надо понимать не как структуру, а как процесс поддержания равновесия личности с окружающей средой. Известно, что равновесный энергообмен бывает устойчивым и неустойчивым. Тип может быть только неустойчивым состоянием, иначе его идентификация не представляла бы таких сложностей. Кроме того, устойчивое равновесие — это предел развития, динамика которого минимальна.