Под организационной формой понимается: тип воздействия (акт или норма); характер воздействия (прямое, путём постановки задач, посредством создания стимулирующих или ограничивающих условий); способ выработки воздействия (единоличный, коллегиальный, коллективный); временная характеристика воздействия (разовые и периодические, оперативные и стратегические, долговременные и краткосрочные); организационные особенности воздействия (исправлять результаты или предупреждать их, активно вмешиваться или выжидать).
Организационную форму методов управления необходимо отличать от собственно организационных методов управления. Первая присуща всем (в том числе и организационным) методам управления, а вторые сами по себе являются определённым способом управляющего воздействия.
С точки зрения источника управляющего воздействия методы управления подразделяются на методы централизованного и децентрализованного управления, исходя из единого хозяйственного центра или из определённого ниже лежащего уровня системы управления.
В практике управления ни одна из групп методов управления, выделенных по содержанию, направленности и организационной форме, в чистом виде не применяется. Разные по содержанию, направленности и организационной форме методы применяются одновременно к одному и тому же объекту или параллельно к разным объектам, поэтому логическим завершением анализа методов управления будет рассмотрение их в единстве, с позиций комплексного, системного подхода, с позиций искусства применения методов управления.
Организационные методы играют важную роль в процессе управления производством. С их помощью организуется механизм управления, устанавливаются процедуры и порядок работы управленческого аппарата, оказывается организационно-распорядительное воздействие на управляемую и управляющую системы. Сущность этих методов состоит в организационном обеспечении управления народным хозяйством, его отраслями и звеньями.
Практика показывает, что главными недостатками, существенно снижающими уровень (качество) организации управления производством, могут выступать слабая оперативность и чёткость в работе аппарата управления; низкий уровень исполнительской дисциплины; расплывчатость ответственности звеньев и работников управления; несоответствие прав и обязанностей; длительность организационных процедур при принятии и реализации решений; разрыв между словом и делом, низкий уровень результативного взаимодействия в работе органов и звеньев управления; чрезмерно большое число согласований и увязок; функционирование множества контролирующих и проверяющих инстанций, действующих без необходимой согласованности, и др.
Для повышения уровня (качества) организации управления необходимо последовательно решать целый ряд организационно-управлен-ческих задач:
улучшения стиля и методов руководства хозяйством на основе общих принципов управления;
разработки, внедрения и совершенствования генеральных схем управления;
повышения персональной ответственности и дисциплины, чёткости и действенности контроля за исполнением принятых решений;
улучшения комплексного и целенаправленного организационного обеспечения функциональных подсистем (научно-технического прогресса, социального развития, материально-технического снабжения и т.д.);
обеспечения принимаемых решений чёткими организационными мерами;
укрепления трудовой дисциплины, наведения должного порядка на производстве;
усиления требовательности к руководителям всех звеньев за обеспечение высокой организованности, дисциплины и слаженности в работе;
обеспечения сбалансированности прав, обязанностей и ответственности звеньев и работников управления в пределах их компетенции.
В повышении уровня (качества) организации управления кроются значительные резервы улучшения результатов деятельности отраслей, объединений и предприятий. Не привлекая дополнительные материальные, трудовые и финансовые ресурсы, а лишь наведя порядок в использовании того, что имеется, можно, как показывает практика, на основе "эффекта повышения организованности" обеспечить существенный рост экономических и социальных результатов.
Большую роль в реализации "эффекта повышения организованности" в современных условиях играют организационные методы управления. (При этом подчеркнём, что организационно-управленческие недостатки не могут быть полностью компенсированы ни экономическими, ни социальными, ни психологическими средствами.) Существует определённая зависимость в росте значения организационных методов управления: чем шире масштабы производства, крупнее и разнообразнее решаемые задачи, тем выше роль организационных методов, настоятельнее повсеместное их совершенствование, их умелое использование.
С учётом этой зависимости следует особо отметить необходимость дальнейшего развития теории организационных методов управления, которая значительно отстала от практики их использования, от потребностей руководителей.
Исходным, начальным в теории организационных методов является понятие "организационные методы управления" (и состав этих методов).
В методологическом плане сложность понятия "организационные методы управления" обусловлена в первую очередь неоднозначностью понятия "организация". В предыдущих разделах этот вопрос уже затрагивался. Вернемся к нему с позиций выяснения" сущности организационных методов управления.
Анализ работ по теории организации, теории управления производством позволяет выделить три значения понятия "организация".
Первое значение отражает различные государственные, международные, общественные, промышленные, производственные и другие образования, объединения, предприятия, учреждения или организации. Организация, с одной стороны, проявляется в определенных организационных формах (комитет, министерство, союз, общество, предприятие, объединение, служба, отдел, управление и др.), а с другой — в характере специализированной деятельности (партийная, профсоюзная, комсомольская, пионерская организации, финансовая, торговая, строительная, международная организации и т.д.).
Организация проявляется как в выборе той или иной организационной формы, так и в обосновании организационной структуры, которая должна соответствовать данной организационной форме, характеру данной организации. Организационная форма и организационная структура являются "зримыми предметами организации", имеющей определенную степень стабильности, статичности. Поэтому рассматриваемое значение понятия "организация" называется предметным, или статичным, и обусловливает предметное значение целого ряда организационных методов, с помощью которых создаются или расформировываются определенная организация и соответствующая организационная структура.
Второе значение понятия "организация" используется в смысле совокупности действий, позволяющих что-либо сделать, решить, подготовить, наладить, объединить, направить, урегулировать и т.д. для достижения поставленных целей, выполнения задач. Оно отражает одну из главных функций управления, руководства и потому называется функциональным. Можно встретить и другое определение этого значения — динамическое. В нем подчеркивается подвижность организационных действий под влиянием условий, обстановки, ситуации, целей, задач.