Этих двух людей связывает не отношение дополнения, а отношение конфликта, которое не подходит ни для какой совместной деятельности.
Дуализация является обязательным условием не только удачного психического, но и удачного физического функционирования организма. Люди с дуализированной психикой гораздо меньше болеют, скорее выздоравливают.
А теперь посмотрим, как выбранные нами шкалы — шизотим-циклотим и экстраверсия-интроверсия — образуют в результате ортогонального пересечения четыре группы соционических темпераментов.
Шизотимность
Уравновешенный Напористый
ЛССВИШ, ЛСИВИШ, ЛДСОЭШ, ЛДИtЭШ,
ЭОСВИШ, ЭОИВИШ ЭЭСОЭШ, ЭЭИtЭШ
Интро Экстра
Чувствительный Гибкий
СОЛДИЦ, ИtЛДИЦ, СВЛСЭЦ, ИВЛСЭЦ,
СОЭЭИЦ, ИtЭЭИЦ СВЭОЭЦ, ИВЭОЭЦ
Циклотимность
Чтобы понять проявление темперамента в деятельности индивида, рассмотрим его влияние на работоспособность человека и его реакцию на препятствие или рисковую ситуацию.
Начнём с индивида с чувствительным темпераментом. Чёрным цветом показана средняя работоспособность.
Р
П
Ч
Время
Видно, что врабатываемость медленная и проявляется повышен-ная утомляемость. Как следствтие, уход от препятятвия. В коллективе – доброта, необходим нормальный социально-психологический климат. В том, что такой человек не справляется со сложным заданием виноват не он, а руководитель, который выдал ему такое задание, так как он не знает индивидуальных особенностей своих подчинённых.
Перейдём к индивиду с уравновешенным темпераментом.
Р
П
У
Время
Видно, что работоспособность высокая, медленная врабатыва-емость, низкая утомляемость и постоянная производительность. Тормо-жение преобладает перед возбуждением, поэтому необходим сон про-должительностью 8-9 часов. Запаздывающая реакция на неожидан-ность. В коллектив приносит совместимость. Может работать на монотонных работах с уравновешенным теипераментом.
Реакция на препятствие зависит от того, когда выдаётся задание. Если оно даётся в начале деятельности, то индивид уходит от препятст-вия, если на подъёме, то он предпочитает обойти препятствие. Но если задание выдаётся тогда, когда он уже достиг постоянной производи-тельности, то он своей работоспособностью преодолевает это препятствие.
Далее рассмотрим индивила с напористым темпераментом. Из рисунка видно, что работоспособность высокая, которая растёт поступательно. Он реагирует на команду, а не на поправку. У него импульсивная реакция на неожиданность.
Р
П
Н Н
Время
В коллективе – лидер, твёрдая основа. Может работать на любых работах, кроме работ, связанных с риском. Препятствий для него не существует, работает по принципу "кто кого": сам идёт на препятствие или заставляет себе подобного.
И, наконец, рассмотрим деятельность индивида с гибким темпераментом.
Работоспособность П
Н Ч, У
Г
Время
Высокая работоспособность, мгновенная врабатываемость, скачу-щая производительность, т.е. меняет виды деятельности. Прежде чем приступить к заданию, думает. Мгновенная правильная реакция на неожиданность. Решение препятствий осуществляет следующим обра-зом: находит индивида с напористым темпераментом, который начинает решать проблему, а затем использует индивидов с чувствительным или уравновешенным темпераментом для доведения решения проблемы до конца. В коллективе формирует оптимизм, бодрость, веселье. Может использоваться на любых работах, но он нуждается в постоянном контроле.
В результате комбинирования признаков логика-этика и сенсорика-интуиция образуются малые группы, обычно называемые группами установки, поскольку каждая группа ориентирована на тот или иной род деятельности в обществе.
Сенсорика
Социалы Техники
СВЭОЭЦ, ЭЭСОЭШ, СВЛСЭЦ, ЛДСОЭШ,
СОЭЭИЦ, ЭОСВИШ СОЛДИЦ, ЛССВИШ
Этика Логика
Гуманитарии Исследователи
ИtЭЭИЦ, ЭЭИtЭШ, ИВЛСЭЦ, ЛДИtЭШ,
ИВЭОЭЦ, ЭОИВИШ ИtЛДИЦ, ЛСИВИШ
Интуиция
Группы установки различаются между собой направленностью на четыре смежных, но принципиально разных сферы общественной жизни, где их природный потенциал проявляется наиболее эффективно:
1) Техническая установка (СВЛСЭЦ, СОЛДИЦ, ЛДСОЭШ, ЛССВИШ) — производственная сфера материального производства;
2) Социальная установка (СВЭОЭЦ, СОЭЭИЦ, ЭЭСОЭШ, ЭОСВИШ) — социальная сфера общественной жизни, включающая торговлю, снабжение, рекламу, социальное обеспечение, сервис и досуг;
3) Гуманитарная установка (ИВЭОЭЦ, ИtЭЭИЦ, ЭЭИtЭШ, ЭОИВИШ) — культура и искусство, психология, воспитание, религия, идеология;
4) Научно-исследовательская установка (ИВЛСЭЦ, ИtЛДИЦ, ЛДИtЭШ, ЛСИВИШ) — научные исследования и эксперименты, разработка концепций и прогнозов, познание законов природы и общества.
Каждый темперамент может решать задачи в любой из четырёх больших сфер профессиональной жизни или, что то же самое, каждая установка может осуществиться через любой из межтипных темпераментов. При этом желательно соблюдение пропорций между всеми ячейками, иначе возникает волна вмешательства и вытеснение тех или иных типов из сферы действия их природных склонностей.
По своим основным качествам, т.е. признакам, определяющим тип личности, можно составить 16 социотипов (табл. 1).
Отличие взаимодействия установок от темпераментного взаимодействия заключается в том, что для пересечения интересов установки должны ярко проявится в деятельности, а это требует определённого времени. Темпераментные же эффекты возникают гораздо быстрее, потому что проявляются сразу же после вступления в контакт.
Итак, взаимодействие темпераментов определяет совместимость на близких коммуникативных дистанциях, а взаимодействие установок — совместимость на далёких дистанциях.
Из табл. 2 видно, что в каждой группе темпераментов имеются все четыре вида установки на виды деятельности.
Таблица 1
Признаки темперамента |
Темпе- рамент |
Признаки установки |
Уста-новка |
Образ | ||
Ш И З О Т И МЫ |
ЭКСТРА- ВЕРТЫ |
Напо- ристый Динамик |
Логика деловая |
Сенсорика ощущений |
Т |
АДМИНИСТРАТОР |
Этика эмоций |
С |
ПРОДАВЕЦ | ||||
Логика деловая |
Интуиция времени |
И |
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ | |||
Этика эмоций |
Г |
ПЕДАГОГ | ||||
ИНТРО- ВЕРТЫ |
Уравно-вешенный Статик |
Логика структурная |
Сенсорика волевая |
Т |
ВОСПИТАТЕЛЬ | |
Этика отношений |
С |
КОНСЕРВАТОР | ||||
Логика структурная |
Интуиция возмож-ностей |
И |
УЧЁНЫЙ | |||
Этика отношений |
Г |
ПИСАТЕЛЬ | ||||
Ц И К Л О Т И МЫ |
ЭКСТРА- ВЕРТЫ |
Гибкий Статик |
Сенсорика волевая |
Логика структурная |
Т |
УПРАВЛЯЮЩИЙ |
Этика отношений |
С |
ПОЛИТИК | ||||
Интуиция возможностей |
Логика структурная |
И |
ИЗОБРЕТАТЕЛЬ | |||
Этика отношений |
Г |
ПСИХОЛОГ | ||||
ИНТРО- ВЕРТЫ |
Чувствитель-ный Динамик |
Сенсорика ощущений |
Логика еловая |
Т |
МАСТЕР | |
Этика эмоций |
С |
АРТИСТ | ||||
Интуиция времени |
Логика деловая |
И |
АДВОКАТ | |||
Этика эмоций |
Г |
ЛИРИК |