рефераты по менеджменту

Социально-ориентированное управление

Страница
21

И то и другое определяет функциональное значение организационных методов. Их использование позволяет выполнять различные задачи управления в организационном отношении, организационно обеспечивать реализа­цию разнообразных функций управления.

Третье значение понятия "организация" отражает уровень (качество) взаимосвязи, взаимодействия, упорядоченности элементов и частей систе­мы, который должен быть достигнут или уже достигнут. Иначе говоря, в этом смысле "организация" — это, с одной стороны, желательное состояние элемента, части или системы в целом, а с другой — результат их упорядоче­ния. Именно такой смысл часто придаётся понятиям "организация управ­ления, производства, планирования, контроля, финансов, кадровой работы, документооборота, социалистического соревнования", а также "организа­ция совещания" и др.

Любой элемент, подсистема и система немыслимы без организации. Она выступает как свойство, атрибут элементов, частей, систем, их функциони­рования, развития, совершенствования. Поэтому данное значение понятия "организация" называется атрибутивным.

Оно обусловливает соответственно атрибутивное значение организацион­ных методов: с их помощью достигается определённый уровень (качество) взаимосвязи, взаимодействия, упорядоченности элементов, частей, систем.

Другими словами, с помощью организационных методов можно добиться определённого уровня (качества) организации.

Основываясь на рассмотренных значениях понятия "организация" и с учётом значений понятия "метод управления" (которые здесь не разбирают­ся), можно определить понятие "организационные методы управления". Это способы, приёмы, с помощью которых создаются разнообразные соци­ально-экономические системы, обеспечивающие определённый уровень (ка­чество) их организованности, и осуществляется организационное воздействие на систему, ее части и элементы для достижения поставленных целей, выполнения задач.

Другой важной проблемой является состав организационных методов управления. Первая концепция их состава была разработана в 1920-х годах видным специалистом в области научной организации труда П. М. Кержен­цевым. Для этой концепции характерны следующие особенности: учет опыта использования организационных методов управления (в дальнейшем — оргметоды) в военной, государственной и производственной сферах; рассмотрение методов, с помощью которых создаётся (формируется), управляется и дезорганизуется опреде­лённая система управления.

В состав оргметодов П.М. Керженцев включал: организационный план, инструктирование, формы инструктирования (директива, лозунг), поста­новление (декрет, инструкция, приказ); распределение сил; организацию заново и реорганизацию; ориентацию; переговоры; методы дезорганизации; оргприёмы в деятельности руководителей.

Последующее развитие науки и практики управления вызвало необходи­мость разработки таких оргметодов, как регламентирование, нормирова­ние, распорядительные (административные).

В современной практике управления производством используются самые разнообразные оргметоды, которые можно объединить в определенные группы по направлению (назначению) использования.

1-я группа. Оргметоды, с помощью которых создаётся та или иная систе­ма, — регламентирование, использование должностных инструкций, норми­рование, ориентация, методы разработки (проектирования) организационных структур управления.

2-я группа. Оргметоды, используемые в процессе управления созданной системой, — распорядительные (административные), инструктирование.

3-я группа. Оргметоды, применяемые для улучшения, совершенствова­ния системы, — организационный анализ, реорганизация, методы организационного раз­вития.

4-я группа. Оргметоды, направленные на дезорганизацию систем, их рас­формирование, ликвидацию, — методы дезорганизации, расформирования.

Эти группы оргметодов охватывают полный "цикл жизни" организуе­мых систем, начиная с создания и заканчивая ликвидацией (при необходи­мости).

5-ю группу составляют оргметоды, рассматриваемые в разрезе основных элементов организаторской деятельности хозяйственных руководителей: постановка цели, задач (методы определения, формулирования и отображе­ния целей, задач); решение (методы подготовки и принятия решений); организационно-исполнительская деятельность (методы распределения и закрепления целей, задач, прав, обязанностей и ответственности); кадровое обеспечение (методы оценки, подбора и расстановки кадров); ресурсное обеспечение (методы определения и распределения ресурсов); распоряди­тельство (административные методы); определение времени работ (мето­ды определения времени, необходимого для реализации целей, выполнения задач, работы); контроль (методы контроля исполнения). Выявление оргметодов позволяет типизировать стиль организационной деятельности руководителей, разрабатывать рекомендации по его улучшению, совершенствованию.

Охарактеризуем такие организационные методы, как регламентирование (включая должностные инструкции), ориентация, оргметоды создания систем, инструктирование, организационный анализ, реорганизация и методы дезорга­низации.

Регламентирование представляет собой разработку и применение положений, должностных инструкций и других документов, регламентирующих деятельность человека, коллектива.

Положение — это способ организационно-юридической регламентации функционирования социально-экономических систем (предприятий, объе­динений), органов управления и их составных единиц.

Положения являются государственными документами, способствующи­ми практическому разграничению функций, прав, ответственности укреп­лению исполнительской дисциплины.

В положениях о подразделениях аппарата управления, как правило, име­ются следующие разделы: общая часть; основные задачи; функции; права;

организация управления (при наличии внутренней организационной структуры); взаимо­связи с другими подразделениями; ответственность.

Наряду с положениями используются и другие виды регламентов, с по­мощью которых организуется труд работников аппарата управления:

единый распорядок работы (дня), включающий: распорядок работы по дням недели первого руководителя, его заместителей; график оперативной работы; время работы подразделений; время проведения общественных мероприятий; дни и часы приема трудящихся руководителями по личным вопросам; график проведения текущих работ. Эти "синхронизирующие регламенты" способствуют более слаженной и организованной работе под­разделений и руководителей;

расписания (графики) гибкого (скользящего) рабочего дня устанавли­вающие гибкие и постоянные части дня, лимиты рабочего времени;

регламенты проведения совещаний и заседаний, упорядочивающие про­цесс их подготовки, проведения, реализации принимаемых решений;

регламенты приёма по личным вопросам, в которых определяется поря­док приёма, записи на приём к руководителю;

регламенты-сценарии проведения встреч руководителей с ветеранами труда, молодыми рабочими, торжественных заседаний, приёмов делегаций и т.д.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту