И то и другое определяет функциональное значение организационных методов. Их использование позволяет выполнять различные задачи управления в организационном отношении, организационно обеспечивать реализацию разнообразных функций управления.
Третье значение понятия "организация" отражает уровень (качество) взаимосвязи, взаимодействия, упорядоченности элементов и частей системы, который должен быть достигнут или уже достигнут. Иначе говоря, в этом смысле "организация" — это, с одной стороны, желательное состояние элемента, части или системы в целом, а с другой — результат их упорядочения. Именно такой смысл часто придаётся понятиям "организация управления, производства, планирования, контроля, финансов, кадровой работы, документооборота, социалистического соревнования", а также "организация совещания" и др.
Любой элемент, подсистема и система немыслимы без организации. Она выступает как свойство, атрибут элементов, частей, систем, их функционирования, развития, совершенствования. Поэтому данное значение понятия "организация" называется атрибутивным.
Оно обусловливает соответственно атрибутивное значение организационных методов: с их помощью достигается определённый уровень (качество) взаимосвязи, взаимодействия, упорядоченности элементов, частей, систем.
Другими словами, с помощью организационных методов можно добиться определённого уровня (качества) организации.
Основываясь на рассмотренных значениях понятия "организация" и с учётом значений понятия "метод управления" (которые здесь не разбираются), можно определить понятие "организационные методы управления". Это способы, приёмы, с помощью которых создаются разнообразные социально-экономические системы, обеспечивающие определённый уровень (качество) их организованности, и осуществляется организационное воздействие на систему, ее части и элементы для достижения поставленных целей, выполнения задач.
Другой важной проблемой является состав организационных методов управления. Первая концепция их состава была разработана в 1920-х годах видным специалистом в области научной организации труда П. М. Керженцевым. Для этой концепции характерны следующие особенности: учет опыта использования организационных методов управления (в дальнейшем — оргметоды) в военной, государственной и производственной сферах; рассмотрение методов, с помощью которых создаётся (формируется), управляется и дезорганизуется определённая система управления.
В состав оргметодов П.М. Керженцев включал: организационный план, инструктирование, формы инструктирования (директива, лозунг), постановление (декрет, инструкция, приказ); распределение сил; организацию заново и реорганизацию; ориентацию; переговоры; методы дезорганизации; оргприёмы в деятельности руководителей.
Последующее развитие науки и практики управления вызвало необходимость разработки таких оргметодов, как регламентирование, нормирование, распорядительные (административные).
В современной практике управления производством используются самые разнообразные оргметоды, которые можно объединить в определенные группы по направлению (назначению) использования.
1-я группа. Оргметоды, с помощью которых создаётся та или иная система, — регламентирование, использование должностных инструкций, нормирование, ориентация, методы разработки (проектирования) организационных структур управления.
2-я группа. Оргметоды, используемые в процессе управления созданной системой, — распорядительные (административные), инструктирование.
3-я группа. Оргметоды, применяемые для улучшения, совершенствования системы, — организационный анализ, реорганизация, методы организационного развития.
4-я группа. Оргметоды, направленные на дезорганизацию систем, их расформирование, ликвидацию, — методы дезорганизации, расформирования.
Эти группы оргметодов охватывают полный "цикл жизни" организуемых систем, начиная с создания и заканчивая ликвидацией (при необходимости).
5-ю группу составляют оргметоды, рассматриваемые в разрезе основных элементов организаторской деятельности хозяйственных руководителей: постановка цели, задач (методы определения, формулирования и отображения целей, задач); решение (методы подготовки и принятия решений); организационно-исполнительская деятельность (методы распределения и закрепления целей, задач, прав, обязанностей и ответственности); кадровое обеспечение (методы оценки, подбора и расстановки кадров); ресурсное обеспечение (методы определения и распределения ресурсов); распорядительство (административные методы); определение времени работ (методы определения времени, необходимого для реализации целей, выполнения задач, работы); контроль (методы контроля исполнения). Выявление оргметодов позволяет типизировать стиль организационной деятельности руководителей, разрабатывать рекомендации по его улучшению, совершенствованию.
Охарактеризуем такие организационные методы, как регламентирование (включая должностные инструкции), ориентация, оргметоды создания систем, инструктирование, организационный анализ, реорганизация и методы дезорганизации.
Регламентирование представляет собой разработку и применение положений, должностных инструкций и других документов, регламентирующих деятельность человека, коллектива.
Положение — это способ организационно-юридической регламентации функционирования социально-экономических систем (предприятий, объединений), органов управления и их составных единиц.
Положения являются государственными документами, способствующими практическому разграничению функций, прав, ответственности укреплению исполнительской дисциплины.
В положениях о подразделениях аппарата управления, как правило, имеются следующие разделы: общая часть; основные задачи; функции; права;
организация управления (при наличии внутренней организационной структуры); взаимосвязи с другими подразделениями; ответственность.
Наряду с положениями используются и другие виды регламентов, с помощью которых организуется труд работников аппарата управления:
единый распорядок работы (дня), включающий: распорядок работы по дням недели первого руководителя, его заместителей; график оперативной работы; время работы подразделений; время проведения общественных мероприятий; дни и часы приема трудящихся руководителями по личным вопросам; график проведения текущих работ. Эти "синхронизирующие регламенты" способствуют более слаженной и организованной работе подразделений и руководителей;
расписания (графики) гибкого (скользящего) рабочего дня устанавливающие гибкие и постоянные части дня, лимиты рабочего времени;
регламенты проведения совещаний и заседаний, упорядочивающие процесс их подготовки, проведения, реализации принимаемых решений;
регламенты приёма по личным вопросам, в которых определяется порядок приёма, записи на приём к руководителю;
регламенты-сценарии проведения встреч руководителей с ветеранами труда, молодыми рабочими, торжественных заседаний, приёмов делегаций и т.д.