рефераты по менеджменту

Социально-ориентированное управление

Страница
42

Общение с новой информацией производит новые сдвиги в его психике, поднимает на новые уровни не только культуру его речи, но и культуру его мышления, нравственности и эстетически развитого воображения. Только так, собственно, и начинается полноценно человеческое развитие: человек ест, чтобы жить, а не живёт по-человечески для того, чтобы есть. Способность действовать по-человечески превращается в главную и ведущую всё дальнейшее развитие потребность, а прежние “цели” низводятся на роль средств. “Эгоистические“ интересы собственного организма вытесняются “альтруистическими” интересами коллективно осуществляемой деятельности, т. е. подлинно человеческими потребностями, и уступают им место.

Дело в том, что узко специфический технический прогресс закрывает большинству людей доступ в высшие этажи развития человеческой психики, поскольку обрекает это большинство на пожизненную работу ради куска хлеба, ради крыши над головой, ради грубо примитивных или гипертрофированных, извращённых этой цивилизацией требований плоти. Норма превращается тут в привилегию, поскольку система воспитания, созданная данным обществом, приспособлена к тому, чтобы формировать из большинства армию наёмного труда, создавать такой тип психики, для которого доступна лишь чисто репродуктивная работа, исполнение извне навязанных действий, схемы и “алгоритмы” которых разработаны “талантливым” меньшинством (чиновниками). Работа, вознаграждаемая за её принудительный и нетворческий характер подачками-поощрениями, на манер тех кусочков сахара, которые дают в цирке медведю, катающемуся на велосипеде. Когда же таких подачек-подкреплений оказывается недостаточно, в дело вступают “отрицательные подкрепления” — наказания . Посулы поощрений и угрозы наказаний — кнут и пряник — вот те единственные способы “педагогического воздействия”, с помощью которых нынешняя система стремится получить от своих работников соответствующее её идеалам и стандартам поведение. В этом — вся “педагогическая психология”, широко применяемая в современной школе.

Разумный человек — это человек, умеющий думать, размышлять, самостоятельно судить о вещах, о людях, о событиях, о фактах. Именно судить — с точки зрения высших норм и критериев человеческой духовной культуры (мировоззрения).

Этому как будто противоречит общеизвестный факт: мы часто встречаем весьма умных (интеллигентных) людей, не получивших не только высшего образования, но и среднего образования. Также не редкостью во все времена был и остаётся ещё “учёный дурак”. Очевидно и то, что “много знать” — не совсем то же самое, что “уметь мыслить”. “Многознание уму не научает”, — предупреждал ещё Гераклит Эфесский. И потому простое усвоение знаний — то бишь их заучивание — вовсе не обязательно ведёт к образованию ума, мышления. В состязании на простое заучивание сведений самый умный человек не сможет тягаться с самой глупой и несовершенной электронно-вычислительной машиной. Однако именно в этом — его преимущество перед нею — преимущество наличия ума.

Разумный человек — в отличие от глупого — даже при небольшом запасе усвоенных знаний сумеет применить этот запас к решению вопросов, встающих перед каждым из них ежеминутно и ежечасно в жизни. Пусть даже эти вопросы несложные. И наоборот, глупый человек даже при огромном запасе хранящихся в его памяти знаний то и дело попадает впросак в самых несложных жизненных ситуациях, требующих самостоятельного, заранее не предусмотренного, не предписанного решения.

Таким образом, в первую очередь необходимо менять систему воспитания, обучения в школе и ВУЗах. Но когда учителя и преподаватели не получают достойную их труду зарплату, тогда и не будет мотивации у молодёжи работать в школе и ВУЗах. Не чиновникам и работникам милиции надо повышать заработную плату, а тем, кто создаёт задел на будущее развитие общества. Тот же, кто не воспитан и не нравственен, лучше работать не будет даже, если получит очень высокую зарплату. Где процветает больше всего коррупция – среди чиновников и работников правоохранительных органов.

Надо отходить от стандартного подхода в процессе обучения, так как каждый школьник и студент является индивидуальностью, т.е. у него своя предрасположенность (установка) к виду деятельности и генетически заложенный темперамент. Нельзя требовать отличных знаний по всем дисциплинам. Если они и получают отличные оценки по всем дисциплинам, то добиваются этого лишь с помощью зубрёшки.

Коммерциализация высшей школы привела к тому, что в настоящее время мы выпускаем около 75% профессионально не подготовленных специалистов, обладающих дипломами о высшем образовании. Мотив у большинства таких студентов: не знания получить, а подтвердить дипломом занимаемую должность. Например, по заочной форме обучения на специальную дисциплину выделяется 16-18 часов на лекции и 4 часа на практические занятия. В информационный век, когда теоретический материал можно легко получить по Интернету, лекции надо отменять и больше часов выделять на практические занятия. Но ВУЗы сделать самостоятельно этого не могут, так как это ведёт к увеличению нагрузки преподавателя, а соответственно и фонду заработной платы.

Заимствованная система образования у Запада: бакалавриат, магистратура, аспирантура нашим министерством образования и науки извращена до неузнаваемости. На Западе бакалавр после окончания обучения должен проработать не менее 3 лет по выбранной специальности и только после этого может продолжить обучение в магистратуре, т. е. получить специальные управленческие знания и навыки по данной специальности. Тот же, кто желает заниматься наукой по соответствующей специальности, поступает в аспирантуру. У нас же получивший диплом бакалавра, не имея практического опыта, может сразу поступить или в магистратуру или в аспирантуру. К тому же министерство вводит новые специальности, например "Антикризисное управление". После окончания ВУЗа, такой специалист, ни дня не проработавший на производстве, может занять должность антикризисного управляющего?

Внедрение технических средств обучения – компьютерных обучающих и оценивающих программ – наталкивается на сопротивление администрации ВУЗов, так как их использование снижает успеваемость студентов. Реакция министерства на это неадекватная: снижение средней успеваемости, т.е. плохое качество обучения. И как следствие — плохо учат преподаватели, а то, что плохо обучаются студенты, которые с разрешения того же министерства могут совмещать работу с учёбой, пропуская при этом учебные занятия. Поэтому объективная оценка с помощью компьютерных программ, независимая от преподавателя, встречает сопротивление, как студентов, так и администрации ВУЗа. Таких студентов следует отчислять, но тогда снижаются поступления финансов за оплату обучения, что сказывается и на оплате труда преподавателей.

Далее ответим на вопрос: "как должна строиться организационная структура производственных систем?"

Для этого используем теорию мотивации Маслоу. Человеческие потребности располагаются в порядке иерархии, и появление новой потребности основывается на предварительном удовлетворении предыдущей — более существенной или более сильной:

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту