В соответствии с группировкой оргметодов кратко рассмотрим те из них, которые используются для улучшения, совершенствования, развития систем, — организационный анализ и реорганизацию.
Организационный анализ представляет собой совокупность методов, приёмов изучения данной системы, подсистемы, части или элемента.
Организационный анализ позволяет определить уровень (качество) организованности системы, выявить имеющиеся организационные недостатки, отклонения "болезни" и разработать на этой основе соответствующие рекомендации.
Применяются общие и специальные приёмы анализа. К первым относятся: изучение документов, наблюдение (выборочное, сплошное, кратковременное и долговременное), беседы со специалистами, руководителями, математические и статистические методы. Ко вторым: функциональный анализ (для анализа функций, выполняемых подразделениями, работниками); структурный анализ (для анализа оргструктуры управления); функционально-структурный анализ (комбинированный).
Реорганизация. В зависимости от степени (глубины) изменений различают следующие её виды:
элементная, связанная с незначительными изменениями в экономической, социальной, организационной, технико-технологической и информационной системах управления;
частичная, когда реорганизуется одна или ряд частей выделенных систем или отдельная система в целом;
полная, охватывающая всю систему управления на предприятии.
Реорганизация направлена на создание (появление) элемента, части системы с характеристиками (признаками), отличными от прежних, т.е. их качество должно улучшиться. Если это не происходит, значит, реорганизация не достигла цели.
Как показывает практика, на результативность реорганизации влияют следующие факторы:
знание руководителем реорганизуемого предмета, объекта;
"силы инерции", к которым относятся привычки и стереотипы работников, боязнь изменений, опасение за свою должность, нежелание менять профиль работы, стремление сохранить существующие права, обязанности и ответственность. В "силах инерции" действуют и противодействуют материальные, социальные и организационные интересы;
умение руководителя выбрать главное, основное звено, т.е. проводить реорганизацию там, где она в данное время нужнее всего;
умение руководителя обеспечить преемственность между новым и старым. Практика показывает, что полное отрицание старого часто приводит к безрезультатной реорганизации;
обеспеченность реорганизации необходимыми ресурсами — финансовыми, трудовыми, материальными;
умение проводить реорганизацию, т.е. на деле реализовать намеченные мероприятия;
наличие у руководителей определенных стимулов и самостоятельности для проведения реорганизации.
Из методов, направленных на разрушение систем, выделим наиболее характерные — методы дезорганизации. Это способы, приёмы, направленные на нарушение, расшатывание организационных основ управления, на снижение уровня (качества) организации; вызывающие непродуктивную, нерезультативную работу.
Среди методов дезорганизации выделим и кратко охарактеризуем самый распространенный — метод дезинформации. Надуманные, ложные слухи, домыслы, привнесенные в организацию, начинают, словно ржавчина, разъедать ее: работники отвлекаются от дела; возрастают (появляются) напряжение и конфликты в их отношениях; на основе дезинформации предпринимаются действия — назовём их дейдезы (термин образован из первых трёх букв в словах: действие и дезинформация). Именно они являются самыми нежелательными последствиями дезинформации. Для тех, кто их предпринимает, дейдезы кажутся правильными и необходимыми. На самом же деле они дезориентируют организацию. Словом, это слуги дезорганизации.
В сфере управления экономикой дезинформация проявляется в искажении отчётности, приписках, очковтирательстве, что может наносить чувствительный ущерб производству.
Главная функция критерия эффективности общественного производства состоит в том, чтобы служить исходным и конечным пунктом планирования и управления, определять исходя из основного экономического закона целевую установку — достижение данного, возможно разумного (необходимого и достаточного) уровня удовлетворения материальных и духовных потребностей членов общества за счёт наиболее эффективного и рационального использования уже имеющихся и дополнительно вовлекаемых материальных и трудовых ресурсов.
Чтобы понять взаимосвязь экономических законов и социального управления, надо рассмотреть производительные силы и производственные отношения.
При всём разнообразии рабочих процессов в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте и в других отраслях у всех у них есть общее — все они участвуют в процессе производства конечного продукта. Связь между производителями материальных благ и природой происходит через взаимодействие труда людей и средств производства. Причём производительные силы — это, разумеется, не хаотическое скопление людей, техники, сырья и т.п., а исключительно сложная система со многими уровнями. Другими словами, это совокупность определённого числа компонентов, образующих единое целое. При отсутствии любого из них вся система становится нежизнеспособной. Следовательно, производительные силы общества подчиняются действию закона необходимости и достаточности: каждый компонент должен быть необходим системе, а общее их количество — достаточным для её нормального функционирования.
Чтобы понять внутреннюю структуру производительных сил, недоступную для непосредственного наблюдения, строят модель, тождественную изучаемому объекту. Тем самым появляется возможность представить сложные связи, исследовать с помощью логики и математики многочисленные комбинации компонентов. Логическое моделирование можно осуществить в три этапа: сначала определить компоненты системы, затем выявить структуру компонентов и, наконец, определить динамику их взаимных влияний.
Под системой понимается совокупность взаимодействующих компонентов, составляющих единое целое, имеющее свойства, отсутствующие у её компонентов.
Компоненты производительных сил, если их изобразить схематически, расположены, относительно друг друга в строго определённом порядке. Каждый из них связан со всеми остальными и активно влияет на их состояние и развитие (рис. 6).
ПРОИЗВО-
ДИТЕЛЬНЫЕ
СИЛЫ
1а
6а 2а
5а
3а
4а
Рис. 6. Структурная модель производительных сил:
1а — культура общества, 2а — наука, 3а — работники, 4а — организация производства, 5а — орудия труда, 6а — предметы труда.
Таким образом, производительные силы — это беспрерывно развивающаяся сложная "сверхсистема" со многими уровнями. Однако, несмотря на всю свою сложность, эта система поддаётся изучению, так как она имеет постоянную структуру. Общая формула производительных сил могла бы быть выражена следующим образом: человек, вооружённый знаниями, преобразует природу в своих интересах, используя для этого средства производства и рационально организуя их применение.