Рис. 13. Влияние процесса управления на его
структуру системы управления
Разбирая различные виды связи процесса и структуры управления, нужно рассмотреть и связь развития. Это связь, выражающая взаимовлияние объективных изменений процесса и структуры по мере развития производства, возникновения новых потребностей и условий управления. Она проявляется, например, в возникновении новых качеств у структуры под воздействием новых качеств процесса управления, и наоборот. Не всякое изменение структуры сопровождается изменением процесса управления. Но складываются и такие изменения, которые закономерно и неизбежно ведут к определённым изменениям процесса. То же можно сказать и об обратном влиянии.
Многообразие хозяйственных организаций с точки зрения целей (целевых задач) их деятельности, функций, элементов, связей, особенностей производства предопределяет возможность различной структуризации их систем управления. Во множестве структур можно выделить основную, фундаментальную, являющуюся относительно стойким и прочным "костяком" всесторонней и общей упорядоченности и надёжного функционирования. Она образует рамки для слаженности всех решающих элементов управления (в отношении функционирования, времени, пространства и деятельности) как внутри системы, так и в связях с управляемой сферой. С точки зрения системного подхода управление представляет собой синтетическое, многомерное явление. Однако в нем можно выделить три атрибутивных, везде присутствующих и неотъемлемых измерения:
а) размерность процесса (или объяснение, как управлять);
б) размерность предмета (или объяснение, что подвергается управлению);
в) размерность носителей (или объяснение, кто управляет).
Эти три измерения нельзя далее упрощать — их можно только дополнять и развивать.
Общая схема управления под углом зрения трёх размерностей изображена на рис.14.
Рис. 14. Общая схема трёхразмерной кон-
1 2 цепции системы управления:
1 — предметные измерения
(что подвергается управлению);
2 — структура предметов управления
5 (предметы управления);
4 3 — функциональная структура управления
(структура реализации);
3 4 — структура форм управления
(например, отделения, отделы и т.д.);
5 — измерения носителей (кто управляет);
6 — измерения действия (как управляется).
6
Такое понимание управления может служить системным средством изучения и моделирования процессов управления. Его применение дает, с одной стороны, возможность упрощать сложные явления, а с другой — рассматривать существенные свойства управления в органической связи между собой.
Размерность действия в управлении
Эта размерность отражает процесс управления, его протекание, алгоритмы и последовательность. Понятие управления интерпретируется как специфическое целенаправленное действие, как цикл, содержащий логически упорядоченные элементы, значения процесса. В связи с этим здесь необходимо также рассматривать смысл, значения и взаимные пропорции компонентов процесса управления, их последовательность, число, разветвленность и отсутствие.
Наиболее заметным проявлением размерности действия является то, что процесс управления морфологически описывают величинами действия типа: фаза, этап, стадия, шаг, элемент, функция, фрагмент, момент и др. Вместо этих общих выражений подставляются реальные термины типа: прогнозирование, предвидение, перспектива, создание концепций, планирование, программирование, процесс организации, комплексирование, влияние, мотивирование, стимулирование, приказы, инструкции, оперативное управление, текущее управление, учет, оценка, контроль, проверка и др.
Использование системных начал (учет системных требований) приводит к логическому упорядочению редукции и фиксации содержания названного разнообразного ряда, к созданию целенаправленного подмножества. Эти требования удовлетворим тем, что введем в размерность действия две целевые структуры: функциональную и структуру осуществления.
Функциональная структура размерности действия является целенаправленно созданной совокупностью частных функций и связей между ними. Она служит рамками, в которых функция, направляющая знания и умение системы управления, преобразуется в реальную, действенную форму процесса.
Сложение функциональной структуры определяется в общем четырьмя основными функциями системы управления-инициативы, упорядочения, операционной и верификационной. Однако в деталях оно зависит от характера организации. Определенный простор в отношении деталей вытекает из уже отмеченного обстоятельства: основные функции можно реализовать большим числом частных функций в зависимости от конкретной ситуации.
Если, например, речь идёт об организации по обслуживанию, прямо связанным с основным предприятием, то в её функции инициативы не будет входить прогнозирование или долгосрочное планирование, поскольку эти частные функции реализуются предприятием. Если организация является местом, "где формируются планы, в ней, безусловно, найдет применение функция планирования. В системе федерального министерства (имеющего в подчинении одноименные республиканские министерства), которое не является местом непосредственного экономического управления, не присутствует, например, функция диспетчерского управления. Значит, окончательную структуру можно определить в зависимости от конкретных условий.
Структура реализации размерности действия является структурой типа процесс. В нём выражается то, как осуществляются отдельные частные функции.
Эта структура формируется так, что важнейшие величины процесса считаются элементами процесса и получают такие названия, как фазы, этапы, стадии или шаги (но отнюдь не такие, как моменты, элементы, функции, фрагменты управления).
Элементы структуры реализации (далее также фазы процесса управления) взаимно увязываются по определенным логическим правилам. Состав фаз процесса управления является выражением целенаправленности, комплексности и эффективности воздействия управления. Но на эту структуру оказывают влияние также методы, формы и стиль управления. Взаимная связь имеет характер секвенции, она относительно стойкая. Отсутствие, отставание во времени, опережение, нарушение последовательности или необоснованно определяемые отклонения некоторого компонента могут в значительной мере снизить эффективность процесса управления.
Из двух сторон управления более подвижной является процесс управления. В нём, прежде всего, обнаруживаются новые тенденции, изменения и требования, отображающие прогресс управления и влекущие за собой развитие его структуры. Но в этой зависимости возможно проявление дисгармонии, противоречий. Поэтому, совершенствуя процесс управления в тех или иных его аспектах, необходимо своевременно выявлять потребности и определять пути перестройки структуры.
Между тем до сих пор нередко встречается односторонний подход — совершенствуются либо только организационно-структурные характеристики системы управления, либо только динамические характеристики процесса управления. Второй подход чаще всего практикуется при создании автоматизированных систем управления, поскольку главное внимание обычно уделяется информационному обеспечению. При этом нередко полагают, что изменение или даже совершенствование структуры системы управления должно идти как бы само собой, в ходе её постепенной эволюции. Но если это и происходит, то в лучшем случае с большим опозданием.