– синтез — мысленное соединение частей предмета, расчлененного в процессе анализа, установление взаимодействия и связи частей и познание этого предмета как единого целого;
– индукция — метод, при котором исследователь переходит от знания менее общих положения к знанию более общих положений;
– дедукция — метод, при котором от общих положений, правил, законов идут к менее общим положениям, правилам, законам;
– сравнение — один из основных логических приемов познания, познавание начинается с того, что изучаемый предмет отличают от других предметов и устанавливают сходство его с родственными предметами;
– обобщение — мысленное выделение каких-либо свойств, принадлежащих некоторому классу предметов, и формулировка такого вывода, который распространяется на каждый отдельный предмет данного класса: переход от единичного к общему;
– доказательство — логическое действие, состоящее в установлении истинности некоторого суждения посредством его вывода из других суждений, истинность которых полагается установленной до этой операции и независимо от нее. Корректность доказательства определяется его строением. В каждом доказательстве существует три элемента: тезис, аргументы (основания), демонстрация. Тезис — это суждение, истинность и принятие которого устанавливаются в доказательстве; аргументы — суждения, из которых выводится тезис; демонстрация — логическая форма связи названных двух элементов, обусловливающая необходимость выведения одного из другого, тезиса из аргумента.
Конкретно-предметные (специфические) методы исследования отражают особенности объекта исследования, его предмет и задачи.
Наиболее важными являются методы исследования документов, проведения ограниченного эксперимента, социологических исследований, экспертных оценок. Существуют также методы тестирования, коллективного анализа, социометрических оценок, деловых и инновационных игр, методы имитационного моделирования.
Специфические методы включают в себя привязанные к каждой научной отрасли способы аккумуляции и применения научной информации для решения конкретных задач. Для математических дисциплин такими методами являются: линейное программирование, симплекс-метод, метод наименьших квадратов и так далее. Для физической науки — эксперимент, для социологии — контент-анализ, социометрия, фокусированное интервью и прочие.
Системный подход возник из необходимости научного исследования сложных систем, в частности технических, социально-экономических, политических и других ситуаций, когда объект исследования потребовал целостного рассмотрения его частей, невозможности проведения над ним эксперимента, а также наличия зависимости законов поведения систем от цели, к которой она стремится.
Методологической основой системных исследований можно считать принцип диалектической логики — принцип всесторонности рассмотрения предмета — один из принципов, определяющих пути достижения истины. Этот принцип утверждает, что объект нужно рассматривать во всех его связях и отношениях с другими объектами. Кроме указанного, в системном подходе нашли отражения и другие принципы диалектической логики — объективности, историзма, противоречия, единства анализа и синтеза и прочее.
Системный подход как часть методологии научного познания, начал формироваться в 20—30-е годы и получил интенсивное теоретическое развитие в 60—80-х годах двадцатого столетия. Заметный вклад в разработку системного подхода внесли западные (Л. Берталанфи, Р. Акофф, Ф. Эмери, Д. Форрестер) и отечественные (А. Богданов, В. Афанасьев, И. Блауберг, Д. Гвишиани, В. Садовский, В. Лекторский, Э. Юдин) и другие философы.
Понятие «система» широко используется в самых различных науках (системы биологические, технические, экономические, социальные, социально-экономические и так далее). Системой называют такую совокупность взаимосвязанных элементов, взаимодействие которых между собой порождает особое системное качество, которое достаточно отчётливо локализует данную совокупность в окружающем её пространстве. Главными чертами системы являются следующие:
– наличие разнообразных элементов (среди которых обязательно существует системообразующий элемент);
– связь и взаимодействие элементов;
– целостность совокупности элементов;
– сочетание и соответствие свойств элементов их совокупности в целом.
Системный подход — направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.
Основные допущения системного подхода:
1. В мире существуют системы.
2. Системное описание истинно.
3. Системы взаимодействуют друг с другом, а, следовательно, всё в этом мире взаимосвязано.
Свойства сложной системы:
1. Эффективность — способность системы к достижению поставленных целей за определенный период времени при расходе определенного количества ресурсов и возможном наличии некоторых специфических ограничений.
2. Физическая неоднородность и большое число элементов. Социально-экономическая система включает в себя хозяйственно-экономические и социальные элементы, а также правила и алгоритмы их взаимодействия в различных ситуациях.
3. Связи между элементами системы сильнее связей между элементами системы и среды. Связи элементов в системе, власть в системе могут быть формальными (основанными на законодательстве, договорных отношениях и прочее) и неформальными (основанными на личной власти, моральной ответственности и доверии).
4. Целостность. Целостная (холистическая) система — объединение, коллектив элементов (систем низших рангов), обладающих способностью вступать в устойчивое взаимодействие друг с другом, при котором и образуются новые структуры (целостные системы), характеризующиеся стремлением к самосохранению по содержанию, к самоповторению по форме. Система, приобретающая свойства самосохранения, становится не только устойчивой, но, что более важно, и развивающейся (приобретает способность к эволюции).
5. Иерархия. Существование различных уровней порождает внутриуровневые и межуровневые элементы в системе.
6. Многофункциональность — способность большой системы к реализации некоторого множества функций на заданной структуре. Она проявляется в свойствах гибкости, адаптации, живучести. Гибкость — свойство системы изменять цель и параметры функционирования в зависимости от условий функционирования (адаптация) или состояния подсистем (живучесть). Гибкость обеспечивается избыточностью элементов и управлением с обратной связью. Гибкое управление обеспечивает возможность изменения функций и структуры системы и ее параметров. Адаптация — способность изменения целей и параметров функционирования при изменении условий функционирования. Живучесть — способность изменять цели и параметры функционирования при повреждении элементов системы.
7. Надежность — свойство системы реализовывать заданные функции в течение определенного времени с заданными параметрами качества.