рефераты по менеджменту

Исследование социально-экономических и политических процессов (ИСЭПП)

Страница
12

– синтез — мысленное соединение частей предмета, расчлененного в процессе анализа, установление взаимодействия и связи частей и познание этого предмета как единого целого;

– индукция — метод, при котором исследователь переходит от знания менее общих положения к знанию более общих положений;

– дедукция — метод, при котором от общих положений, правил, законов идут к менее общим положениям, правилам, законам;

– сравнение — один из основных логических приемов познания, познавание начинается с того, что изучаемый предмет отличают от других предметов и устанавливают сходство его с родственными предметами;

– обобщение — мысленное выделение каких-либо свойств, принадлежащих некоторому классу предметов, и формулировка такого вывода, который распространяется на каждый отдельный предмет данного класса: переход от единичного к общему;

– доказательство — логическое действие, состоящее в установлении истинности некоторого суждения посредством его вывода из других суждений, истинность которых полагается установленной до этой операции и независимо от нее. Корректность доказательства определяется его строением. В каждом доказательстве существует три элемента: тезис, аргументы (осно­вания), демонстрация. Тезис — это суждение, истинность и принятие которого устанавливаются в доказательстве; аргументы — суждения, из которых выводится тезис; демонстрация — логическая форма связи названных двух элементов, обусловливающая необходимость выведения одного из другого, тезиса из аргумента.

Конкретно-предметные (специфические) методы исследования отражают особенности объекта исследования, его предмет и задачи.

Наиболее важными являются методы исследования документов, проведения ограниченного эксперимента, социологических исследований, экспертных оценок. Существуют также методы тестирования, коллективного анализа, социометрических оценок, деловых и инновационных игр, методы имитационного моделирования.

Специфические методы включают в себя привязанные к каждой научной отрасли способы аккумуляции и применения научной информации для решения конкретных задач. Для математических дисциплин такими методами являются: линейное программирование, симплекс-метод, метод наименьших квадратов и так далее. Для физической науки — эксперимент, для социологии — контент-анализ, социометрия, фокусированное интервью и прочие.

Системный подход: логические основы, понятия и основные задачи

Системный подход возник из необходимости научного исследования сложных систем, в частности технических, социально-экономических, политических и других ситуаций, когда объект исследования потребовал целостного рассмотрения его частей, невозможности проведения над ним эксперимента, а также наличия зависимости законов поведения систем от цели, к которой она стремится.

Методологической основой системных исследований можно считать принцип диалектической логики — принцип всесторонности рассмотрения предмета — один из принципов, определяющих пути достижения истины. Этот принцип утверждает, что объект нужно рассматривать во всех его связях и отношениях с другими объектами. Кроме указанного, в системном подходе нашли отражения и другие принципы диалектической логики — объективности, историзма, противоречия, единства анализа и синтеза и прочее.

Системный подход как часть методологии научного познания, начал формироваться в 20—30-е годы и получил интенсивное теоретическое развитие в 60—80-х годах двадцатого столетия. Заметный вклад в разработку системного подхода внесли западные (Л. Берталанфи, Р. Акофф, Ф. Эмери, Д. Форрестер) и отечественные (А. Богданов, В. Афанасьев, И. Блауберг, Д. Гвишиани, В. Садовский, В. Лекторский, Э. Юдин) и другие философы.

Понятие «система» широко используется в самых различных науках (системы биологические, технические, экономические, социальные, социально-экономические и так далее). Системой называют такую совокупность взаимосвязанных элементов, взаимодействие которых между собой порождает особое системное качество, которое достаточно отчётливо локализует данную совокупность в окружающем её пространстве. Главными чертами системы являются следующие:

– наличие разнообразных элементов (среди которых обязательно существует системообразующий элемент);

– связь и взаимодействие элементов;

– целостность совокупности элементов;

– сочетание и соответствие свойств элементов их совокупности в целом.

Системный подход — направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.

Основные допущения системного подхода:

1. В мире существуют системы.

2. Системное описание истинно.

3. Системы взаимодействуют друг с другом, а, следовательно, всё в этом мире взаимосвязано.

Свойства сложной системы:

1. Эффективность — способность системы к достижению поставленных целей за определенный период времени при расходе определенного количества ресурсов и возможном наличии некоторых специфических ограничений.

2. Физическая неоднородность и большое число элементов. Социально-экономическая система включает в себя хозяйственно-экономические и социальные элементы, а также правила и алгоритмы их взаимодействия в различных ситуациях.

3. Связи между элементами системы сильнее связей между элементами системы и среды. Связи элементов в системе, власть в системе могут быть формальными (основанными на законодательстве, договорных отношениях и прочее) и неформальными (основанными на личной власти, моральной ответственности и доверии).

4. Целостность. Целостная (холистическая) система — объединение, коллектив элементов (систем низших рангов), обладающих способностью вступать в устойчивое взаимодействие друг с другом, при котором и образуются новые структуры (целостные системы), характеризующиеся стремлением к самосохранению по содержанию, к самоповторению по форме. Система, приобретающая свойства самосохранения, становится не только устойчивой, но, что более важно, и развивающейся (приобретает способность к эволюции).

5. Иерархия. Существование различных уровней порождает внутриуровневые и межуровневые элементы в системе.

6. Многофункциональность — способность большой системы к реализации некоторого множества функций на заданной структуре. Она проявляется в свойствах гибкости, адаптации, живучести. Гибкость — свойство системы изменять цель и параметры функционирования в зависимости от условий функционирования (адаптация) или состояния подсистем (живучесть). Гибкость обеспечивается избыточностью элементов и управлением с обратной связью. Гибкое управление обеспечивает возможность изменения функций и структуры системы и ее параметров. Адаптация — способность изменения целей и параметров функционирования при изменении условий функционирования. Жи­вучесть — способность изменять цели и параметры функционирова­ния при повреждении элементов системы.

7. Надежность — свойство системы реализовывать заданные функции в течение определенного времени с заданными параметрами качества.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45 
 46  47  48  49  50 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту