Особенности управляемых социально-экономических процессов определяются тем, что как экономические, так и социальные процессы, отражая динамику состояния экономики и будучи объектами управленческих воздействий одновременно являются и средствами их реализации. Кроме того, специфика управления рассматриваемыми процессами, в отличие от управления производственными процессами, заключается в более широком аналитическом, исследовательском характере поиска управленческих решений в сочетании с оперативностью их реализации. Это предопределяет необходимость подготовки экономистов-аналитиков широкого профиля, ориентированных на управление экономическими и социальными процессами во всех сферах экономики с учетом дальнейшей отраслевой специализации.
Следует также учесть возрастающее значение этой деятельности с точки зрения экономических и социальных последствий принимаемых решений. Ведь в силу того, что любое управленческое решение должно предваряться анализом конкретной ситуации (диагностика), её перспективной динамики (прогнозирование), разработкой и обоснованием возможных стратегий поведения, навыками анализа соответствующей информации должен обладать каждый управленец. Поэтому потребность в повышении качества аналитических навыков и умений среди руководящего состава растёт по мере их продвижения вверх по иерархической лестнице.
Научное исследование ― процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний.
Различают два тесно взаимосвязанных уровня научного исследования: эмпирический — нахождение новых фактов и формулирование на основе их анализа, синтеза и обобщения эмпирических закономерностей; теоретический — формулирование общих для данной предметной области закономерностей, на основе которых более глубоко интерпретируются не только новые факты, но и полученные на эмпирическом уровне знания о закономерностях, создается возможность прогнозирования дальнейшего процесса развития исследуемой предметной области.
Исследования можно представить как фундаментальные и прикладные. Суть фундаментальных исследований заключается в подтверждении или опровержении базовых положений, составляющих основу цельного, концептуального представления об объекте исследования. Результатом фундаментальных исследований выступает новая теория, позволяющая по-новому объяснить противоречащие в рамках прежней теории факты и методологические принципы. Фундаментальные исследования направлены в основном на открытие законов, закономерностей, на развитие понятийного аппарата науки. Прикладной характер научных исследований ориентирован на решение конкретной задачи, не предполагающей переосмысления сложившихся подходов ее решения.
Обе разновидности научных исследований взаимно дополняют друг друга и составляют две стороны единого подхода.
Исследование, проводимое в любой области, имеет определенные характеристики. Основные из них следующие:
1. Каждое исследование должно иметь методологию как совокупность целей и задач, подходов, ориентиров, средств и методов исследования.
2. Каждое исследование нуждается в организации, то есть в определенном порядке проведения, основанном на распределении функций и ответственности и закрепленных в специальных документах.
3. Исследование должно иметь ресурсы, то есть комплекс средств и возможностей, обеспечивающих его успешное проведение.
4. Любое исследование требует четкого определения объекта и предмета, то есть того, где и что изучается.
5. Каждое исследование необходимо отнести к определенному типу, отражающему своеобразие характеристик.
6. В конкретном исследовании должна быть потребность, то есть степень остроты решаемой проблемы определяет и степень ее актуальности.
7. Исследования должны быть ориентированы на определенный результат, в качестве которого может выступать формула, модель, методика, рекомендации и другое.
8. Исследование должно выдерживать определенную соразмерность ресурсов на его проведение и результатов, полученных от него, то есть быть эффективным.
Таким образом, основными характеристиками научного исследования являются методология, организация, ресурсы, объект и предмет, тип, потребность, результат, эффективность.
Исследование включает применение частных методов (специфических, характерных для отдельных наук — физики, химии, биологии и других), общих научных методов (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза, формализация, математизация и других) и всеобщих философских методов (принцип всеобщей взаимосвязи, развития, движения и применения; единства и борьбы противоположностей, перехода постепенных количественных изменений в качественные и обратно; сущности и явления, формы и содержания, возможности и действительности и других).
Основными компонентами научного исследования считаются:
– постановка задачи;
– предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения задач данного класса;
– формулировка исходных гипотез;
– планирование и организация эксперимента;
– проведение эксперимента;
– анализ и обобщение полученных результатов;
– проверка исходных гипотез на основе полученных фактов;
– окончательная формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний.
Это общая схема исследования, которая может меняться в зависимости от имеющихся данных и целей исследования. Заключительным этапом любого исследования должно быть внедрение полученных результатов в производство.
Роль исследований в совершенствовании практики управления велика. Современное управление все в большей степени нуждается в исследовательском походе, который способствует динамичности управления, росту его инновационного потенциала, повышению профессионализма в принятии управленческих решений.
Все основные функции управления — планирование, организация, мотивирование, контроль, координация — требуют исследовательского подхода.
Существует множество характеристик исследования применительно к управлению, которые можно классифицировать по различным критериям. Известно, что критерии выражают основные параметры исследования и его практические потребности.
По цели исследования могут быть:
– практические, направленные на получение ожидаемого эффективного решения;
– научные, направленные на перспективу, использующие современные научные методы и дающие новые знания.
По степени использования ресурсов исследования могут быть:
– ресурсоемкие, требующие больших затрат для своего проведения;
– нересурсоемкие, требующие незначительных затрат.
По длительности проведения исследования могут быть:
– продолжительные по времени;
– непродолжительные, проводимые в короткие сроки.
В зависимости от участия персонала исследования классифицируются:
– на индивидуальные, в которых участвует один исследователь;
– коллективные, выполняемые группой исследователей.
С точки зрения информационного обеспечения исследования делятся: