рефераты по менеджменту

Исследование социально-экономических и политических процессов (ИСЭПП)

Страница
21

Табулирование выступает переходным звеном от этапа сбора дан­ных к этапу обработки, поскольку табличная форма в значительной степени направляет внимание исследователей на соблюдение опреде­ленного порядка в процессе первичной группировки фактологическо­го материала.

Другой разновидностью имитации как способа сбора и представления данных является репрезентация. Специфическим свойством этого метода является выделение в проблемном поле объекта исследо­вания одной из его частей, на базе которой может быть осуществлена теоретическая реконструкция всего проблемного поля. Элементы вы­деленной части объекта должны быть репрезентативными по основ­ным исследовательским признакам самому объекту, обеспечивая уп­рощение восприятия и понимания лежащей в основе исследуемого объекта проблемы.

Основными источниками информации в социальных исследова­ниях являются материалы текущей отчетности различных предприя­тий и учреждений, а также данные переписей.

Различают два вида переписей. Первый вид включает в себя дан­ные переписи, в которых статистические формуляры заполняются на основе материалов первичного учета. Такие переписи называют еди­новременным учетом. Примером являются сведения об основных фон­дах предприятий, посевных площадях и прочее. Переписи второго вида предполагают заполнение формуляров на основе специально органи­зованной регистрации данных. Наиболее типичными в этом плане яв­ляются переписи населения, на основе проведения которых аккуму­лируется информация о численности, структуре и размещении населения.

Главная задача периодически проводимых переписей состоит в учете численности и характеристике социальных объектов, инфор­мация о которых помогает государственным органам власти форми­ровать социальную политику государства на основе выявленных в ходе переписи тенденций.

Социологические исследования: понятие, цели, этапы, методы

Социологические исследования представляют собой последовательность определённых этапов деятельности профессиональных социологов, целью которых является изучение некоторых, как правило, проблемных фрагментов социальной действительности на основе научно разработанной методологии и методики, позволяющей систематизировать факты об изучаемых социальных явлениях и процессах, об их связях, отношениях и зависимостях.

В практике изучения управления широко используется метод социологического исследования. Он позволяет оценить состояние системы управления по факторам реальной деятельности персонала, интересам и ценностям человека, его отношение к существующим проблемам и понимание этих проблем. Социологическое обеспечение управления заключается в использовании социологических форм и методов изучения деятельности государственных, гражданских и других органов и структур для корректировки и повышения эффективности деятельности.

Методы социологических исследований направлены прежде всего на выявление источников социальных рисков (определяемых как политическими рисками, так и особенностями организации) в исследуемых процессах и системе управления.

Социологические исследования являются разновидностью обществоведческих исследований, в которых рассматриваются такие элементы, как общество, коллектив, индивидуум как целостная социокультурная подсистема.

Следует выделить следующие цели социологических исследований:

– оптимизация номенклатуры выпускаемых товаров или производимых работ, оказываемых услуг;

– выявление тех товаров, работ и услуг, которые не пользуются спросом;

– совершенствование и модернизация товаров, работ и услуг, условий их предоставления с учетом дифференциации потребностей различных групп населения;

– выработка наиболее действенных методов пропаганды и реализации товаров, работ и услуг;

– изучение отношения потребителей, дилеров, брокеров к товару (работе, услуге), методам работы при заключении договоров, получении гарантии;

– улучшение социальной ситуации в коллективе;

– снижение затрат за счет активизации человеческого фактора, улучшения мотивации к труду и другие.

Классифицировать социологические исследования можно по различным основаниям.

Все социологические исследования делятся на две большие группы: теоретико-прикладные и прикладные.

Теоретико-прикладные исследования ориентированы на содействие решению социальных проблем путём разработки новых принципиальных подходов к их изучению, формулированию общей стратегии их решения. Исследования этого типа выполняются, как правило, в рамках перспективной исследовательской программы, в которой наряду с прикладными предусмотрено решение достаточно крупной социальной проблемы («Наркомания и молодёжь», «Эволюция политической культуры российского электората» и прочее).

Прикладные исследования направлены на изучение и решение конкретных социальных проблем. Результатом исследований этого типа являются социально-технологические разработки, в реализации которых часто участвуют сами социологи. Иногда они называются социально-инженерными и выполняются по прямому заказу заинтересованного лица или организации. В качестве исходного знания здесь используются выводы и теоретические подходы, полученные другими учёными, в том числе и по преимуществу — социологами, которые реализуются здесь в конкретном приложении к определённой проблеме.

Граница, разделяющая теоретико-прикладные и прикладные исследования, определяется в зависимости от основной цели. Она может быть либо связана с углублением научного знания о социальных процессах, с одной стороны, либо ориентирована на непосредственное решение конкретных проблем, с другой стороны. В теоретико-прикладном исследовании социальный заказ часто имеет место как актуальная, но всё же неконкретная социальная проблема. За прикладным исследованием всегда стоит конкретный заказчик, видящий в социологах соучастников решения проблемы.

Социологические исследования также классифицируют по следующим критериям;

– по периоду проведения: предшествующие (прогнозные или плановые), в реальном масштабе времени, последующие;

– по отношению к исследуемым процессам: внутренние и внешние (внешние социологические исследования часто имеют маркетинговые задачи).

Социологические исследования могут быть комплексными, специальными и целевыми. К целевым исследованиям могут быть отнесены исследования мотивации и конфликтов в системе управления социально-экономическими процессами.

По глубине существующей проблемы можно выделить функциональные, структурные и параметрические социологические исследования.

По познавательным целям, задачам, их широте и глубине выделяют разведывательные, описательные и аналитические исследования. Разведывательные (пилотажные) исследования направлены на предварительное обследование небольшой совокупности социальных объектов в условиях их слабой изученности. Описательные социологические исследования отличаются от пилотажных прежде всего большей глубиной и объемом выполненных работ (больше исследуемых факторов, больший объем фактического материала). Аналитические исследования предполагают создание по их результатам новых теоретических представлений, выявление причинно-следственных связей и прочее.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45 
 46  47  48  49  50 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту