рефераты по менеджменту

Исследование социально-экономических и политических процессов (ИСЭПП)

Страница
4

Понятие «политический процесс» весьма многогранно и выражает главным образом борьбу различных социальных сил (классов и выступающих от их имени политических партий) за государственную власть, использование ее для реализации собственных экономических, политических и иных интересов. От того, насколько легитимной и общественно признанной является такая власть, зависит ее прочность и устойчивость.

Основу политических процессов составляет оппозиция «вызов — реакция». Она содержит комплекс непрерывно возникающих в обществе проблем, последовательно разрешающихся посредством проведения разного рода политических акций, реализации долгосрочных социальных проектов и программ, вооруженных конфликтов. Составляющие «вызов» проблемные ситуации имеют широкий общественный характер, будучи спровоцированными различными социальными изменениями. Попадая в орбиту общественного интереса, эти проблемы способствуют формированию в обществе организованных сил, ориентированных на разработку и реализацию мер, ведущих к разрешению этих проблем и созданию условий для нового общественного порядка.

«Реакция» в структуре политического процесса заключается в создании властью такой линии поведения, которая позволит на основе имеющихся норм и правил выработать особые правила взаимодействия различных социальных групп с целью обеспечения равенства и социальной справедливости в отношении всех активных участников этого процесса. Неспособность власти осуществлять такую деятельность может привести к ее трансформации или полной замене ее носителя.

Политику можно определить как процесс реализации политической власти и отношений по поводу этой власти. Политика реализуется в рамках политических систем. Исследователи отмечают, что понятие «политической системы» имеет два взаимосвязанных аспекта.

Во-первых, «политическая система» как научная категория, представляет собой некоторое теоретическое построение, инструмент, позволяющий выявлять и описывать системные свойства различных политических процессов. В этом случае данная категория служит средством системного анализа политики. С ее помощью можно исследовать любое политическое образование: государство, политическую партию, организацию, профсоюз, то есть те, которые являются большой или малой политической системой.

Во-вторых, «политическая система» показывает реальный механизм формирования и функционирования власти в обществе, включающий: государство, партии, средства массовой информации, общественно-политические объединения, отношения в политической сфере, политическую культуру.

Анализ различных подходов к понятию «политическая система» позволяет утверждать, что в структуре политической системы как зарубежными, так и отечественными политологами выделяются следующие подсистемы:

– политические организации (институциональная подсистема);

– политические нормы (нормативно-регулятивная подсистема);

– политические отношения и деятельность (функциональная) и коммуникативная подсистема;

– политическое сознание и культура (культурная подсистема).

Идеология всегда первична по отношению к политике. Поэтому политика в определённом смысле может быть представлена как специализированная социальная технология, направленная на решение тех задач, которые обоснованы и сформулированы в соответствующей идеологической доктрине.

Содержание политического процесса может быть различным: разработка какой-либо концепции, формирование определённого общественного мнения, создание новых структур управления и тому подобное. В роли субъектов (активного движущего начала) политического процесса выступают государство (как структура, аппарат управления), отдельные ветви власти (законодательная, исполнительная, судебная), властные структуры, органы государственного и местного управления, политические партии, массовые общественные организации (профсоюзные, молодежные, студенческие, женские, сельскохозяйственные, ветеранские и другие), классы и социальные слои общества, силовые структуры, средства массовой информации, религиозные конфессии, а также отдельные личности и все население в целом. Объектом политики является социум, общество в целом.

В политике объект и субъект зачастую совпадают. Например, государственная власть оказывает воздействие на политический процесс с целью добиться необходимых для себя результатов. Но и на государственную власть, в свою очередь, оказывается воздействие других участников политического процесса (которые трансформируются из объектов в субъектов) с целью каким-либо образом в нужных для себя целях повлиять на государственную власть.

В результате происходящих рассмотренным образом диалектических взаимодействий между субъектами и объектами политики происходит изменение характеристик политического процесса, раскрывается движение, динамика, эволюция как политической сферы социума в целом, так и отдельных её составляющих. Из вышеизложенного, в частности, следует, что политика, проводимая государством, политическая деятельность органов государственной власти предопределяют направленность, формы, содержание и другие характеристики всех важнейших сфер общества — социальную, экономическую, культурную, образовательную, этно-национальную и так далее.

Таким образом, социально-экономические и политические процессы — это изменения в обществе, отображающиеся на его благосостоянии, политической и экономической стабильности, условиях безопасности и прочее. Функционирование обеих групп процессов исходит из общего корня, обусловлено комплексным характером социальных изменений, в структуре которых социально-экономические свойства процессов дополняются политическими.

Системное объединение социальных, экономических и политических процессов в единый управленческий механизм, деятельность которого направлена на достижение устойчивого развития социально-экономического объекта, характеризуется масштабом и направленностью происходящих в обществе социальных процессов.

Выделяются следующие типы экономических и политических изменений:

1. Функционирование — в его рамках структуры и институты изменяются так, что их основные параметры не выходят за рамки общепринятых базовых значений и показателей. В качестве примеров функционирования как политических процессов можно привести избирательный процесс в рамках Конституции и принятого законодательства, а экономических — использование органов власти для исполнения бюджета. При таких изменениях традиции и преемственность обладают превосходством над любыми новациями.

2. Развитие — в этом случае происходит изменение базовых параметров экономических и политических систем и институтов. Считается, что эти изменения должны вести к положительным последствиям для их систем (экономический рост, рост уровня благосостояния населения, экономические и политические процессы, развитие многопартийности, открытости государственных институтов).

3. Упадок — при нём подвергаются трансформации основные параметры системы, но при этом с негативными последствиями (распад политического режима, экономический кризис).

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45 
 46  47  48  49  50 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту