рефераты по менеджменту

Исследование социально-экономических и политических процессов (ИСЭПП)

Страница
20

На первом этапе проведения анкетного опроса — подготовительном — важно проверить логическую обоснованность (релевантность) каждого вопроса, включенного в анкету.

При формулировке вопросника анкеты необходимо соблюдение некоторых правил, учитывающих психологические и социальные особенности процедуры опроса:

– анкета должна быть структурирована на блоки, облегчающие восприятие респондентом структуры вопросника;

– общий принцип расположения вопросов в анкете — от простых вопросов к сложным. В заключительном блоке предлагаются вопросы биографического характера;

– повысить качество анкеты может введение в текст анкеты вопросов-ловушек, с помощью которых косвенным образом определяется то, насколько искренно респондент отвечает на отдельные вопросы;

– объем и содержание вопросов анкеты должны быть соразмерны целям исследования, квалификации и характеру занятости респондентов.

На втором этапе проведения анкетного опроса — процедурном — отслеживается качество ответов респондентов на сформулированные вопросы.

При использовании метода интервью непосредственный контакт между респондентом и исследователем является необходимым. Наличие интервьюера при проведении опроса снижает оперативность сбора фактологического материала, но существенно повышает содержательность каждого отдельного контакта. По степени формализации проведения интервью выделяют стандартизированные и свободные разновидности.

Стандартизированные интервью являются формой анкетирования с присутствием интервьюера. В ходе стандартизированного интервью анкетер должен придерживаться точных формулировок, используя преимущественно закрытые вопросы. Свободное интервью (беседа) проводится без заранее подготовленного вопросника или плана беседы, что, с одной стороны, облегчает контакт респондента с анкетером, но с другой — усложняет обработку информации.

Широкое распространение в качестве способов сбора социальной информации получили также глубинное и фокусированное интервью.

Глубинное интервью призвано последовательно раскрыть содержание сложных объектов исследования. Цель фокусированного интервью заключается в извлечении информации о реакциях субъекта на заранее заданные воздействия. Разновидностью фокусированного интервью является метод фокус-групп, представляющий собой неформализованное интервью, проводимое не с индивидуальным респондентом, а с группой. Целью фокус-групп является получение информации о мнениях и реакциях ее участников.

Значительная роль в сборе социальной информации отводится экспертному и массовому формам опроса.

Проведение экспертного опроса целесообразно делать в форме интервью, что позволит более полно и содержательно отобразить мнение эксперта. Массовые опросы проводятся главным образом с целью выяснения общественного мнения по широкому кругу актуальных для развития социума вопросов.

Основными типами опроса являются: очное интервьюирование, почтовый и телефонный опрос, опрос через СМИ.

Очное интервьюирование представляет собой сбор необходимого для исследования материала через непосредственное общение с респондентом. В ходе почтового опроса размеры потенциальной аудитории могут быть гораздо больше, чем при очном интервью. У респондента в ходе ответа на вопросы гораздо больше времени на обдумывание вариантов, чем при других способах получения социологической информации. Главным достоинством телефонного опроса является максимально возможная скорость получения социологической информации. По степени эффективности телефонный опрос находится между очным интервью и почтовым опросом, предполагая преимущества и недостатки того и другого типа. Однако, как показывает практика даже ведущих стран мира, телефонный опрос зачастую смещает выборку, делая такой опрос нерепрезентативным. Опрос через СМИ позволяет организаторам сбора социальной информации, воспользовавшись высокими тиражами газет и журналов, запустить свою анкету с целью получения необходимой информации. Величина анкеты определяется целями опроса и размерами затрат на проведение исследования.

Контент-анализ — это техника сбора информации, производимого на основе систематического выявления соответствующих целям и задачам исследования характеристик текстов (понятий, глаголов, словосочетаний и прочее). Контент-анализ предполагает использование определенных стандартизированных процедур, обеспечивающих формализацию и измерение исследуемых признаков, что позволяет делать профессиональные заключения о характере и особенностях изучаемого объекта. Особенно эффективно использование контент-анализа при исследовании программ политических партий и движений, когда по ключевым понятиям и словосочетаниям можно составить представле­ние об отличительных особенностях каждой из них. Использование контент-анализа позволяет на основе подсчета слов, фотографий или газетных столбцов, посвященных тому или иному кандидату в депутаты, определить его рейтинг в средствах массовой информации.

Контент-анализ может быть содержательным и структурным. Содержательный контент-анализ сосредоточивает внимание исследователя на содержании сообщения, тогда как структурный — на коли­честве и особенностях упоминания контрольного термина или имени в тексте сообщения.

Основными задачами контент-анализа являются следующие.

1. Выявление и оценка характеристик текста как признаков отдельных сторон исследуемого объекта.

2. Выяснение причин или условий, повлиявших на соответствующие особенности текстового сообщения.

3. Оценка эффекта воздействия сообщения на аудиторию, установление адресных точек такого воздействия.

Имитация — это метод сбора фактологической информации, предполагающий замещение свойств и параметров исследуемого про­цесса системой значений, символов, формирующих объективное и це­лостное представление об объекте в единстве его статических и дина­мических характеристик. Имитация служит базой для построения моделей исследуемых процессов, формой концентрации и аккумуля­ции происходящих в обществе изменений. Основные способы имита­ции — табулирование и репрезентация.

Табулирование (от лат. tabula — таблица, доска) — это выражен­ные в табличной форме количественные характеристики исследуемых объектов. Табличная форма представления данных позволяет строить диаграммы или гистограммы, наглядно иллюстрирующие структуру или динамику лежащих в основе исследуемых зависимостей показа­телей.

Процедура табулирования предполагает занесение информации в таблицы двух видов: перечневой и матричной. Перечневая таблица включает в себя простую последовательность переменных, выстраи­ваемую в зависимости от поставленной исследователем цели. Состав­ленная перечневая таблица включает в себя последовательно выстро­енный ряд показателей, представляющий порядок или логику их изменений по отношению к выделенному исследователем признаку. В роли такого признака могут выступать временные периоды, демо­графические категории и прочее.

В случае если положенные в основу таблицы признаки имеют равнозначный характер, а цель исследования заключается в выявле­нии перекрестной зависимости между ними, имеет место матричный способ. Матричный способ представления данных дает возможность про­ведения корреляционного анализа между занесенными в таблицу ря­дами показателей.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45 
 46  47  48  49  50 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту