рефераты по менеджменту

Исследование социально-экономических и политических процессов (ИСЭПП)

Страница
43

Исследуемый объект, в качестве которого рассматривается организация, представляющая программу своего развития, подвергается анализу с точки зрения того, какая часть среды находится под контролем руководства предприятия, а какая — развивается независимо от него.

Часть среды, подконтрольной организации, является внутренней, тогда как находящаяся вне сферы ее влияния, образует границы внешней среды. По степени освоения организацией внешней среды и ассимиляции ее элементного состава в содержании внутренней среды обычно судят об устойчивости организации по отношению к действующим факторам среды, характеру разрабатываемых ею стратегий и программ.

Внутренняя среда включает в себя организационную структуру предприятия, ее производственную, кадровую, финансовую и маркетинговую политику, ресурсную базу и прочее.

Одним из инструментов изучения макроокружения (внешней среды) любой орга­низации является STEP-анализ (STEP: S — society — общество (социум); Т — technology — технология; Е — economy — экономика; Р — policy — политика) — анализ четырех компонентов и факторов: социальные и технологические компоненты, факторы экономики и политики. Иногда STEP-анализ еще называют PEST-анализом, но по сути — это одно и то же.

STEP-анализ — это не внешнее окружение само по себе, это лишь один из инструментов (методов), позволяющий составить определенный взгляд на окружение.

Изучение социальной компоненты окружения направлено на то, чтобы уяснить влияние на деятельность организации социальных явлений и процессов. Особенность социальных факторов состоит в том, что они изменяются относительно медленно, но приводят ко многим очень существенным изменениям в окружении политической организации. В России, например, в настоящее время складывается неблагоприятная демографическая ситуация: стареет население, высока детская смертность, и это притом что падает рождаемость. К этому надо добавить высокий процент детей, которые рождаются неполноценными и остаются такими ввиду отсутствия должной заботы об их социальной адаптации и развитии. Такие процессы имеют большую инерцию, что позволяет политической организации, которая отслеживает тенденции макросреды, делать достоверные прогнозы развития своей деятельности.

Поэтому организация должна серьезно отслеживать возможные социальные изменения.

Перечислим некоторые социальные факторы, влияющие на развитие деятельности политических организаций в России и формирующие определенное отношение к ней.

1. Попытки возвращения к христианской православной морали, которая, по мнению сторонников такой позиции, должна заложить основы нравственности. Но Россия — многонациональная страна, и ее народы исповедуют разные религии.

2. Традиционное пренебрежительное отношение к юридическим нормам. Правительство и чиновники не уступают предпринимателям и политикам в пренебрежении к этим нормам.

3. Высокие амбиции и беспомощность в попытках наладить конструктивные отношения с западными политиками и бизнесменами.

4. Высокий уровень образования населения, ценные с количественной и качественной точки зрения людские ресурсы.

Анализ технологической компоненты позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для политического строительства. Правильной реакцией политических деятелей должно быть управление информационным процессом.

Знание экономики позволяет понять то, как формируются и распределяются ограниченные ресурсы в стране. Это является жизненно важным для политической организации.

Политические факторы должны изучаться, в первую очередь, для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти. Изучение политической компоненты должно концентрироваться на выяснении того, какие программы пытаются провести в жизнь различные государственные структуры, какие группы лоббирования существуют в органах государственной власти.

Тенденции, имеющие существенное значение для разработки стратегии, представлены в Приложении 1.

Широкое распространение в качестве одного из наиболее популярных методов анализа среды, призванного определить перспективные направления в развитии стратегически ориентированных сообществ, получил SWOT-анализ (сила (strength), слабость (weakness), возможности (opportunities) и угрозы (threats).

Методология использования этого инструмента предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, угроз и возможностей и после этого установление взаимосвязей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии движения (организации).

Сила — это то, в чем организация преуспела, или какая-то особенность, предоставляющая ей дополнительные возможности. Сила, может заключаться в навыках, значительном опыте, ценных организационных ресурсах или конкурентных возможностях, достижениях, которые дают организации преимущества на рынке.

Слабость — это отсутствие чего-то важного для функционирования организации или то, что ей не удается (в сравнении с другими), или нечто, ставящее ее в неблагоприятные условия. Слабая сторона, в зависимости от того, насколько она важна в конкурентной борьбе, может сделать организацию уязвимой.

Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны — это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них.

Когда внутренние сильные и слабые стороны организации выявлены, оба списка должны быть тщательно изучены и оценены. Некоторые сильные стороны организации более важны, чем другие, так как они играют более важную роль в деятельности организации, в конкурентной борьбе и в формировании ее стратегии. Некоторые слабые стороны могут оказаться роковыми для организации, в то время как другие не слишком важны или могут быть легко исправлены.

Если сильных сторон недостаточно для того, чтобы сформировать на их основе успешную стратегию, то необходимо создать базу, на которой эта стратегия могла бы основываться.

На первом этапе SWOT-анализа заполняется квадрант «Возможности», а затем — «Угрозы». На втором этапе сначала заполняется квад­рант «Сильные стороны», а затем — «Слабые стороны». В Приложении 2рассмотрены угрозы и возможности, сильные и слабые стороны, характеризующие состояние условного предприятия.

После того как конкретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей составлен, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица SWOT следующего вида (рис. 7).

 

Возможности

1.

2.

Угрозы

1.

2.

Сильные стороны

1.

2.

I

ПОЛЕ СИВ

IV

ПОЛЕ СИУ

Слабые стороны

1.

2.

II

ПОЛЕ СЛВ

III

ПОЛЕ СЛУ

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45 
 46  47  48  49  50 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту