– на основанные на внутренней информации организации;
– основанные на внешней информации организации.
В деятельности менеджера исследования должны быть ориентированы создание научной базы и приобретение навыков искусства управления. Можно назвать типичную проблематику исследований: организация управления, механизмы мотивации, процессы управления, неформальное управление, социология управления, экономия времени, компьютерные технологии. Современный управленец не должен быть научным работником в традиционном смысле этого слова, но он должен владеть основными приемами исследовательской деятельности и уметь их реализовывать.
Любая деятельность человека характеризуется методологией. Но в успехе исследовательской деятельности методология играет решающую, определяющую роль.
Методология — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Методом научного исследования является способ сбора, обработки или анализа данных, получаемых в ходе наблюдения объекта.
Методика — совокупность технических приёмов, обусловленных данным методом, включающих частные операции, их последовательность и взаимосвязь.
Концепция (от лат. conceptio — понимание, единый замысел, ведущая мысль) — это система взглядов, отражающая определенное понимание сущности какого-либо предмета, явления или процесса и отношение к нему; это совокупность принципов, определяющих направление развития и способы решения поставленных задач в рамках того или иного вида деятельности (концепция управления персоналом на предприятии, концепция бренда).
Любое исследование начинается с выбора, постановки и формулирования его цели. Цель исследования социально-экономических и политических процессов заключается в построении социально-экономической и политической системы.
Цели исследования могут быть: текущими и перспективными, общими и локальными, постоянными и эпизодическими, структурированными и неструктурированными, ресурсоемкими и минимально ресурсными, проблемно комплексными и проблемно ограниченными.
Цели можно разделить на стратегические и оперативные. Достижение стратегических целей — это получение принципиально нового результата, ради которого данное исследование и проводится. Чтобы достичь такого результата, необходимо организовать управление и координацию деятельности, осуществляемой в разной последовательности и на различных функциональных участках. В управляемых системах за исполнение стратегических целей отвечают высшие руководители организации, ведущей исследование, — так называемые топ-менеджеры. Оперативные цели представляют собой закрепленные за конкретными исполнителями проектируемые действия, реализация которых в совокупности позволит привести к достижению стратегической цели.
Объектом исследования является социально-экономическая и политическая система управления. Здесь основополагающим элементом является человек, деятельность которого определяет особенности всех процессов функционирования и развития системы.
Исходным условием в исследовании социальных объектов является формулировка проблемной ситуации. Это осознание критического рассогласования между желаемым и реальным состоянием исследуемого объекта.
Таким образом, предметом исследования является проблема. Проблема — эти реальное противоречие, требующее своего разрешения.
Проблема определяет выбор методов исследования и подходов, предвидение результатов и установление ориентиров и ограничений. Часто отождествляют проблему с задачей. Они различаются тем, что задача предполагает знание алгоритма ее решения или выбор необходимого алгоритма из известных.
Основным критерием выбора научной проблемы для исследования является ее актуальность. Считается, что чем выше потребность в конечных результатах проводимых исследований, тем выше степень актуальности выбранной для исследования научной проблемы.
К формулировке научной проблемы предъявляется ряд требований:
– максимальная краткость, в ней должны быть отражены только наиболее значимые ее характеристики;
– необходимость включения в себя возможных ориентиров ее разрешения;
– она является исходным основанием для определения целей и задач дальнейшего исследования.
По способности охватывать максимально возможную площадь проблемного поля научные проблемы дифференцируются на следующие.
Структурированные ¾ проблемы, которые базируются на глубоком научном анализе, учитывающем воздействие множества факторов, имеющих как формализуемый, так и неформализуемый характер. Слабоструктурированными являются такие проблемы, в информационной базе которых находится значительное число неизвестных и плохо фиксируемых факторов, усиливающих состояние неопределенности в понимании соответствующих проблемных ситуаций. Максимальную неопределенность понимания демонстрируют неструктурированные проблемы, осознание которых происходит скорее по интуиции, чем на основе рационального расчета.
Существуют реальные и мнимые проблемы. Мнимые проблемы можно разделить на три вида: 1) уже не проблемы, то есть проблемы решенные, но считающиеся еще не решенными, или такие, которые переросли в другие проблемы; 2) еще не проблемы, то есть проблемы, существующие лишь в предпосылках или возникшие задолго до того, как сложились условия для их решения; 3) «никогда не проблемы», то есть проблемы, для которых не существует решений.
Проблему как предмет исследования характеризуют следующие параметры: качество проблемы, определение проблемы, постановка проблемы.
Качество проблемы — это ее реальность, необходимость разрешения (актуальность), возможность разрешения (ресурсы), предполагаемый результат и класс проблемы.
Определение и распознавание проблемы является важным этапом исследования социально-экономических и политических систем управления.
Следующей характеристикой методологии исследования является постановка проблемы. Существует три уровня постановки проблемы:
– низший уровень характеризуется главным образом интуитивными ощущениями (менеджера или исследователя) противоречий в системе управления. Они возникают в качестве трудностей и препятствий в работе и наводят на мысль об их устранении;
– средний уровень — ее описание в соответствии с принятыми правилами, которые не всегда отражают эффективную методологию работы с проблемой;
– высокий уровень заключается в ее отработке по цели и стратегии фирмы и поиску новых форм и разработке проектов. Этот уровень характеризуется сознательным использованием всех процедур постановки проблемы.
Подход — исходная позиция, отправная точка, с которой исследование начинается и которая определяет его направленность относительно цели. Подход может быть аспектным, системным и концептуальным. Аспектный подход представляет собой выбор одной грани проблемы по принципу актуальности или по принципу учета ресурсов, выделенных на исследование. Системный подход отражает более высокий уровень методологии исследования. Он требует максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделения главного и существенного, определения характера связей между аспектами, свойствами и характеристиками. Концептуальный подход предполагает предварительную разработку концепции исследования, то есть комплекса ключевых положений, определяющих общую направленность, архитектонику (сущность, содержание и особенности) и преемственность исследования.