С точки зрения характера стимулирования его исполнителей могут быть выделены следующие типы решений:
– административное стимулирование — исполнитель действует под влиянием положительного потенциала административного вознаграждения (включая карьерное продвижение) или угрозы применения к нему власти (ее отрицательного потенциала);
– экономическое стимулирование — исполнитель выполняет решение в ожидании экономической выгоды;
– моральное стимулирование — выполнение решения содействует удовлетворению индивидуумом социальных потребностей, потребности в уважении, самоуважении;
– психологическое стимулирование — использование для выполнения решения индивидуальных психофизических характеристик и установок исполнителя.
Мотивация требует расхода ресурсов и должна планироваться исходя из того, что работник становится членом организации, стремясь удовлетворить свои собственные потребности. Достигшее критической величины их неудовлетворение становится проблемой. Проблема, достигшая определенной остроты, принуждает человека к действию. Для проектирования мотивационного процесса в организации представляется важным связать процесс удовлетворения потребностей индивидуумом с его работой в организации.
Контроль за исполнением управленческих решений — это совокупность процедур и приемов управленческой деятельности, которые используются для фиксации и корректировки исполняемых мероприятий. Методами контроля за исполнением управленческих решений являются:
– фиксация результатов проведенных мероприятий;
– анализ отчетной документации;
– беседы и деловые совещания;
– корректировка планов;
– анализ показателей деятельности отделов, служб, организации в целом;
– мотивирование за участие в разработке решений.
В организациях часто приходится разрабатывать решения в условиях недостаточной или ненадежной информации, а результаты реализации решений не всегда совпадают с запланированными. В данных случаях ссылаются на непредвиденные неопределенности и риски, которые становятся постоянными спутниками руководителей и специалистов.
Неопределенность относится к неустранимым реалиям жизни и которую нельзя спрогнозировать в полном объёме никакими, даже самыми изощрёнными средствами. В сущностной неопределённости объектно-предметной стороны управленческой деятельности можно выделить три составляющих.
1. Неопределённость внешней среды обусловлена принципиальной изменчивостью мира. Меняются социальные и культурные ценности и стереотипы, меняются законы, конъюнктура на рынках труда и капитала, меняются предпочтения собственные и чужие, катастрофы и чрезвычайные ситуации радикально меняют казавшуюся вполне стабильной ситуацию. Эти перемены могут превратить совершенно реальные цели в момент их формирования в мираж или поставить управленца перед необходимостью нести огромные издержки в условиях риска безвозвратных потерь. Именно поэтому одним из обязательных условий эффективного управления является наличие в структуре управления механизма анализа и оценки этих изменений.
2. Неопределённость, обусловленная деятельностью смежных, сопряжённых организаций. Как известно, деятельность любой организации в социуме несамодостаточна и протекает в неизбежном взаимодействии или соприкосновении с другими организациями. Поэтому всякой управленческой деятельности сопутствует необходимость вступать в договорные взаимоотношения, разрабатывать совместные планы, соглашения, выстраивать программы кооперации и прочее, которые, конечно же, повышают общий уровень неопределённости и негативно отражаются на возможностях достижения поставленной цели.
3. Неопределённость поведений людей. Человек, как известно, — самая сложная структура из всех известных объектов управления. Число характеристик его формального представления принципиально бесконечно. При этом большинство параметров, характеризующих человека, не только не могут быть исчерпывающим образом отображены точными функциональными или неточными вероятностными зависимостями, но и вообще какими-либо устойчивыми формализованными конструкциями (мотивы, ценности, идеалы, ориентации). Поэтому о поведении или реакции даже одного человека ничего нельзя сказать с полной уверенностью не только на отдалённое, но и на ближайшее будущее.
Однако в реальной управленческой практике дело приходится иметь не с одним человеком, а с большими человеческими общностями, точная формальная параметризация которых по названным причинам совершенно невозможна. Ни человека, ни отдельные человеческие общности и коллективы нельзя запрограммировать с абсолютной точностью на выполнение какой-либо задачи. У людей всегда могут обнаружиться такие представления о своей работе и обусловить такое их отношение к делу, которые могут войти в противоречие с предъявляемыми к нему требованиями, инструкциями и другими нормативными положениями. Поэтому даже тщательнейшим образом спланированные проекты часто реализуются совсем не так, как представлялось их разработчикам в начале.
Как видно, неопределённость — совершенно неустранимая составляющая управленческой деятельности в силу принципиальной неопределённости социального и природного мира. В лучшем случае её можно снизить или привести к приемлемому минимуму. Единственный способ достижения этого минимума, который выработался в управленческой практике, — организация контроля. Только с его помощью можно ввести возможные отклонения и риски в допустимый «коридор». В этом и заключается смысл управленческого контроля.
Неопределенность трудно измеряется, обычно ее оценивают качественно, например, неопределенность информации составляет 30 %. Обычно неопределенность связывают с разработкой решений, а риск — с их реализацией, то есть с результатами. Неопределенность — основная причина появления рисков. Поэтому уменьшение объема неопределенностей, вызывающих риски потерь, составляет важную задачу как руководителей, так и специалистов.
Если имеются несколько решений, следующих друг за другом, то риски предшествующих решений становятся неопределенностями для последующих.
Неопределенность рассматривается как явление и процесс. Как явление, неопределенность — это набор нечетких и различных ситуаций, взаимоисключающей или недостаточной информации. К явлениям относятся ситуации, которые могут возникнуть помимо воли — сознания человека и изменить намеченный ход событий (например, стихийные бедствия, наводнения вызвали оседание фундамента нового здания, и поэтому досрочную сдачу объекта пришлось отложить). Как процесс, неопределенность — это деятельность некомпетентного работника, принимающего ошибочные решения.
Сталкиваясь с неопределенностью, руководитель может использовать две основные возможности. Во-первых, попытаться получить дополнительную релевантную информацию и еще раз проанализировать проблему. Этим часто удается уменьшить новизну и сложность проблемы. При этом руководитель сочетает эту информацию с накопленным опытом, способностью к суждению или интуицией, чтобы придать ряду результатов субъективную или предполагаемую вероятность. Во-вторых, он может действовать в точном соответствии с прошлым опытом, суждениями и интуицией и сделать предположение о вероятности событий. Это необходимо, когда нет достаточно времени на сбор дополнительной информации.