Выбор основания определяется целями социометрического опроса и служит обязательным условием социометрической структуризации группы.
Социометрический метод является синтетической процедурой, присущей всем отношениям, независимо от того, какое происхождение они имеют: экономическое, психологическое или биологическое. Он обеспечивает повышение качества знания о социальной структуре, рассматриваемой с точки зрения положенного в ее основу критерия.
Социометрическая процедура — метод получения эмпирической информации, используемый в социологии и социальной психологии с целью изучения структуры межличностных отношений в малых (контактных) социальных группах. Рассмотрим порядок проведения социометрической процедуры.
Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и так далее.
Социометрическая процедура может иметь целью следующее:
– измерение степени сплоченности — разобщенности в группе;
– выявление «социометрических позиций», то есть соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии — антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
– обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
Социометрическая матрица представляет собой таблицу со сторонами N и M, где N — число индивидов, подвергнувшихся тесту (табл. 5).
Таблица 5
Социоматрица личностных взаимоотношений в коллективе
Кого выбирают | Количество сделанных выборов | ||||||||||
Кто выбирает | – | А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | Т+ | Т– | ∑Т |
А | х | + | + | 2 | 0 | 2 | |||||
Б | + | х | + | + | 3 | 0 | 3 | ||||
В | + | + | х | 2 | 0 | 2 | |||||
Г | + | + | х | – | 2 | 1 | 3 | ||||
Д | + | х | – | 1 | 1 | 2 | |||||
Е | х | 0 | 0 | 0 | |||||||
Ж | – | – | х | 0 | 2 | 2 | |||||
Количество полученных выборов | Т+ | 4 | 2 | 2 | 1 | 1 | 0 | 0 | |||
Т– | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 2 | ||||
∑Т | 5 | 2 | 2 | 1 | 2 | 0 | 2 |