С содержательной точки зрения их можно разделить на две большие группы: внутренние и внешние (международные). Внутриполитический процесс протекает в рамках социума (как правило, государства) между субъектами политики данного общества (партиями, общественными организациями, нациями и другими социальными общностями, лидерами и так далее), сердцевиной деятельности которых является завоевание, удержание и использование политической власти. Внешнеполитический процесс направлен на организацию отношений с другими государствами. Его цели и содержание, формы и методы обусловлены общественным и государственным строем, господствующим экономическим укладом данного общества. Его смысл заключается в достижении и отстаивании стратегических целей государства на мировой арене.
По критерию значимости для общества их можно разделить на базовые и периферийные. К базовым политическим процессам относятся те, предметом которых является развитие и совершенствование фундаментальных, основополагающих явлений и структур, которые определяют политическую жизнь общества ― формы и уровень участия населения в политической жизни общества, механизмы и формы учёта интересов и требований граждан в решениях органов власти, процессы формирования, механизмы и границы участия «элит» в принятии государственных решений и так далее. Периферийные политические процессы не оказывают заметного влияния на политическую жизнь, и имеют значение в рамках небольших социальных и территориальных страт. Например, формирование местных органов власти, политических и общественных структур и прочее.
По форме проявления политические процессы можно разделить на явные и скрытные. Явные политические процессы всегда открыты для понимания и контроля всех субъектов политической деятельности, в том числе и общественности и преследуют отчётливо сформулированные и широко декларируемые их инициаторами цели. Скрытые, теневые политические процессы проводятся явно не оформленными субъектами политической власти, их подлинные цели, как правило, скрыты или замаскированы ложными.
По характеру протекания во времени политические процессы различаются на стабильные и переходные. Стабильные политические процессы устойчивы, слабо меняются в течение длительных периодов времени и воспроизводятся в неизменных формах или с незначительными, непринципиальными изменениями. Характерные признаки стабильности — отсутствие войн, протестных и других конфликтных акций населения, открытых проявлений активности, направленной на насильственное свержение существующего режима. В нестабильных политических процессах нет преимущественно преобладающих форм реализации политической власти, отсутствуют механизмы баланса активности субъектов политической жизни.
Социально-экономические и политические процессы также классифицируют по следующим признакам.
Процессы, происходящие в обществе, могут регулироваться в зависимости от потребностей лиц, социальных групп, являющихся активными его участниками. Таким образом, можно выделить контролируемые и неконтролируемые процессы.
Контролируемость процесса означает глубокое знание лежащих в его основе механизмов, факторов, условий, способствующих либо усилению их проявления в реальности, либо их ослаблению. Контролируемость социальных процессов выступает в таких формах, как влияние, усиление роли отдельных элементов, моделирование ситуаций и прочее. Основными инструментами контроля могут быть создание институтов, структурирующих определенную модель управления обществом, или поддержка ролевых функций, закрепляемых за различными участниками процесса.
Неконтролируемые процессы разворачиваются стихийно и не предполагают наличия социальных субъектов, групп, способных независимо от других оказывать направленное воздействие на их вектор. Утрата контроля над протекающими в обществе процессами характеризуется неопределенностью в локализации их инициаторов, вызванной взаимодействием большого числа участников.
С точки зрения восприятия наблюдателя процессы следует подразделять на простые и сложные.
Простыми процессами следует именовать такие, объяснение которых укладывается в известную наблюдателю и научному сообществу схему, позволяющую дать оценку такому процессу, предсказать его исход.
Сложными процессами называются такие изменения в обществе, для объяснения и оценки которых недостаточно имеющихся у наблюдателя и научного сообщества методологических средств. Фактически сложными являются такие процессы, которые состоят из совокупности простых, целостное восприятие которых возможно только на основе синтеза различных подходов к анализу и объяснению этих процессов.
Обратимые и необратимые процессы. Свойство обратимости определяет динамику циклических процессов. Свойство необратимости подчеркивается при объяснении социально-экономических и политических процессов прогрессистскими теориями (Г. Гегель, К. Маркс), проводящими ту точку зрения, что ничего повторяющегося в становлении общества нет; каждый виток его развития уникален сам по себе и не может быть объяснен с помощью универсальных формул. Необратимость процесса задается кумулятивным накоплением его свойств и признаков, определяющих качественную неоднородность процесса во времени.
Свойство социальных процессов подпадать под воздействие внешних или внутренних факторов обусловливает их деление на инерционные и направленные процессы. Динамика инерционных процессов определяется непосредственно набором определенных свойств, присущих процессу, обусловленным исходными параметрами этого процесса, в то время как направленный процесс вызывается активным вмешательством в его ход одного из участников, заинтересованного в каком-либо из вариантов его функционирования. Инерционность процесса поддерживается пассивным поведением большинства его участников, неспособных изменить его вектор или не заинтересованных в этом.
Процессы подразделяются в соответствии со своей продолжительностью на кратко-, средне- и долгосрочные.
Краткосрочный процесс имеет продолжительность, определяемую текущей целью или регламентирующим документом, которые отводят процессу узкие рамки ограниченной временем задачи. Как правило, краткосрочным процессам отводятся сроки до одного года, поскольку значительная часть плановых документов (годовых планов, бюджетов, программ) рассчитана именно на такой период. Среднесрочный процесс охватывает социальные изменения в обозримой перспективе, ограничиваемой достижением ряда промежуточных целей, составляющих условия перехода к качественно новому результату, не определяемому изначально. Продолжительность среднесрочного процесса варьируется от одного года до пяти лет, в зависимости от целей инициаторов процесса и состава его участников. Долгосрочные процессы не предполагают изначально заданного результата и формируются на многосоставной, полифункциональной основе. Долгосрочные процессы, как правило, плохо прогнозируемы и поэтому описываются, главным образом, в форме сценариев.