Методология исследования должна включать также определение и формулировку ориентиров и ограничений. Они позволяют проводить исследование более последовательно и целенаправленно. Ориентиры могут быть мягкими и жесткими, а ограничения — явными или неявными.
Главную роль в методологии играют средства и методы исследования. Исследование предполагает не только применение какого-либо известного метода, но и создание новых методов изучения, поиск новых подходов.
Процесс исследования — это последовательность этапов его осуществления, комбинация и последовательность различных операций и процедур, выбор и сочетание приоритетов.
Этапы процесса исследования характеризуются комплексом операций, определяющих качественное различие деятельности в проведении исследования. Такими этапами могут быть следующие: цель, накопление информации, обучение (образование), концепция, гипотеза, проблема, рецепт, проект, рекомендации, решение, модель, методика.
Рабочим инструментом, позволяющим определить истинность или ложность принимаемых в процессе исследования допущений, является научная гипотеза.
Научная гипотеза — это теоретическое предположение об ожидаемых взаимосвязях между различными фактами, служащее способом подтверждения или опровержения используемых для выдвижения этих предположений теорий. К формулировке научных гипотез исследователь подходит с помощью индуктивного либо дедуктивного заключений.
Гипотеза — это вариант объяснения при недостаточной информации.
Основное практическое назначение гипотезы — сконцентрировать усилия в наиболее продуктивных, перспективных направлениях, избежать распыления сил в процессе исследования, например:
– исследование базируется на предположении о том, что реальная возможность повышения уровня конкурентоспособной продукции определяется эффективностью формирования факторов конкурентоспособности продукции машиностроительных предприятий;
– чем хуже условия жизни человека, тем сильнее его стремление эмигрировать из региона;
– экологическую угрозу острее всего осознают люди с высшим образованием, женщины и лица с высоким социальным статусом;
– чем выше уровень доходности человека, тем сильнее выражен уровень его экологических потребностей.
Результаты исследования могут иметь различный вид. Они бывают непосредственными в виде конкретных рецептов, рекомендаций, моделей, инновационных программ, стратегий, решений, методик, типов организации, систем мотивации и прочее. Но результаты могут быть и опосредованными. Такими являются, например, эффективность, производительность, социально-психологическая атмосфера работы, прибыль, корпоративная культура, инновационный потенциал, качество, антикризисное развитие и прочие. Результаты исследования могут быть основными и дополнительными.
Научное познание включает два уровня: эмпирический и теоретический. На эмпирическом уровне формируется фактологическая база научных исследований, формулируются эмпирические обобщения в отношении исследуемых явлений, производится первичная группировка собранного материала. Теоретический уровень предполагает разработку исследовательской концепции (теории), позволяющей положить логическое основание в систематизацию исследуемых явлений, разработку категориального (понятийного) аппарата, предоставляющего возможность ученым обсуждать или оспаривать результаты проведенных исследований.
Эмпирический и теоретический уровни научного познания взаимосвязаны, каждому из них соответствуют свои методы исследования. В современной науке имеет место многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы по степени общности и сфере действия разделяются на общефилософские, общенаучные и конкретно-предметные (специфические) или частные.
Всеобщим философским методом познания является диалектика.
Диалектика — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления; философская теория и метод познания и преобразования предметов, явлений действительности в их противоречивом самодвижении.
В изучении социально-экономических и политических систем управления главную роль играют средства и методы исследования. Метод исследования социально-экономических и политических систем управления — это способ получения информации об объекте управления, его характеристиках, возможном их изменении при изменении условий или состояния объекта исследования (системы управления).
Выделяют общенаучные и конкретно-предметные (специфические) методы исследования социально-экономических и политических процессов.
Всю совокупность общенаучных методов исследования можно разделить на эмпирические и логико-теоретические методы.
Эмпирические методы построены на практической деятельности, осмысление которой дает нам представление о сути и особенностях событий и ситуаций. К эмпирическим методам относят следующие:
– наблюдение — метод исследования предметов, явлений и процессов в том виде, в каком они существуют и происходят в природе и обществе в естественных условиях и являются доступными непосредственному восприятию человека;
– измерение — процесс определения соотношения измеряемой величины к другой однородной величине, которая принята за единицу;
– описание — специфический метод получения эмперико-теоретического знания, сущность которого состоит в систематизации данных, полученных в результате проведения наблюдения и измерения;
– эксперимент — научно поставленный опыт, целенаправленное изучение вызванного нами явления в точно учитываемых условиях, когда имеется возможность следить за ходом изучения явления, активно воздействовать на него и воссоздавать каждый раз, когда в этом есть необходимость.
Логико-теоретические методы включают в себя следующие:
– формализация — путь исследования объектов, когда их содержание познается с помощью выявленных элементов его формы, например, формализованный образ высказывания в математике называется формулой;
– аксиоматический метод — метод построения какого-либо раздела науки, при котором из всех истинных утверждений избирается некоторое конечное подмножество, кладется в основу в качестве исходных положений — аксиом, из которых затем логическим путем выводятся все остальные утверждения;
– аналогия — подобие, сходство предметов в каких-либо свойствах признаках или отношениях, причем, в таких предметах, которые в целом различны;
– абстрагирование — процесс мысленного выделения, вычленения отдельных или общих интересующих признаков, свойств и отношений конкретного предмета или явления и мысленного отвлечения их от множества других признаков, свойств, связей и отношений этого предмета;
– моделирование — исследование каких-либо объектов на моделях, то есть на условных образцах, схемах или конструкциях, аналогичных исследуемому объекту, с применением метода аналогии;
– анализ — логический прием, метод исследования, состоящий в том, что изучаемый предмет мысленно или практически расчленяется на составные части (признаки, свойства, отношения), каждый из которых затем исследуется для того, чтобы выделенные в ходе анализа элементы соединить с помощью другого логического приема (синтеза) в целое, обогащенное новыми знаниями;