5. Оформление результатов исследования в виде отчётов, публикаций, социальных технологий и прочее.
Социальное измерение является, прежде всего, содержательной, не механической или математической процедурой, соединяя в себе в первую очередь качественный и затем количественный анализ. Шкалы призваны обеспечить не только правильный и ориентированный на достижение целей исследования сбор информации, но и оптимальные условия для обработки полученной информации.
Главное предназначение процедуры шкалирования заключается в возможности измерения социальных процессов. Процесс измерения требует одновременной гомогенизации единиц наблюдения, приведения их к сравнимому виду на основе единого признака.
При подготовке решений, касающихся достижения альтернативных целей, возникает необходимость формировать единый показатель на основе нескольких частных, способный отразить сравнительную значимость каждой альтернативной цели. Для проведения этой процедуры используется единая мера, или шкала, в которой соизмеряются различные сочетания показателей. Благодаря правильно подобранным шкалам экспертные решения становятся более конкретными, соразмерно задачам, которые ставят перед экспертом заказчики.
Шкала — определённое упорядоченное множество значений какого-либо свойства измеряемых объектов. Шкала является эталоном измерения, обеспечивая качественную классификацию признаков, характеризующих объект исследования. Процедура шкалирования включает в себя несколько стадий.
1. Качественный анализ объекта исследования и выделение признаков, составляющих содержание объекта, процесса.
2. Выделение дискретных участков в режиме протяженности измеряемого качества объекта. К примеру, содержание такого объекта исследования, как отношение к работе, может быть разбито на такие составляющие: ответственное, безразличное, безответственное и прочее.
3. Определение индикатора, при помощи которого оценивается момент перехода от одного качества объекта к другому. Наличие индикатора означает соответствие качественного состояния объекта, его признака определенной степени его количественного выражения, основу которого закладывает созданная для этих целей шкала.
В социологических исследованиях используются следующие виды шкал: номинальная, порядковая (ранговая) и интервальная (шкала равных интервалов).
Номинальная шкала отображает перечень одноуровневых объективных признаков объекта измерения и обозначает максимально полный перечень альтернативных вариантов ответа на поставленные перед экспертом вопросы.
Примеры номинальных шкал:
1. Какая из следующих проблем ощущается Вами наиболее остро? (выберите не более трёх самых важных).
2. Ваш пол?
1 — мужской;
2 — женский.
Порядковая (ранговая) шкала используется при отсутствии объективных индикаторов и отображает стадии субъективного отношения респондентов к кому-либо или чему-либо. Позиции порядковой шкалы располагаются в направлении от более значимой к менее значимой либо наоборот. Характерными индикаторами таких шкал являются следующие варианты экспертных оценок: «вполне согласен», «пожалуй, согласен», «затрудняюсь ответить», «пожалуй, не согласен», «совершенно не согласен».
Для получения численных значений, соответствующих содержательно описанным градациям шкалы, могут быть использованы специальные методы. Методы качественных и количественных экспертных оценок используются и для определения сравнительной предпочтительности целей.
Пример порядковой шкалы:
Оцените свой жизненный уровень:
1 — живу в полном достатке, не испытываю никаких проблем;
2 — живу в достатке, но без излишеств;
3 — живу средне;
4 — живу плохо, собственных доходов не всегда хватает;
5 — живу очень плохо, весь в долгах;
6 — затрудняюсь ответить.
Одна из разновидностей порядковой шкалы — ранговая шкала. Она предполагает полное упорядочение измеряемых объектов или возможных значений определённого их свойства и присвоение им цифр от 1 до N (по числу объектов или значений свойства). Примером образования ранговой шкалы может быть предложение респонденту расположить возможные занятия в свободное время в порядке их личного предпочтения, то есть присвоить им ранги.
При использовании ранговых шкал необходимо помнить, что численность ранжируемых объектов не может быть беспредельно большой. При необходимости упорядочения большего числа объектов (или значений какого-либо свойства) рекомендуется проводить их предварительную группировку и использовать полученные группы при ранжировании как один объект. Группировке целесообразно подвергать те явления, которые располагаются в середине ранговой шкалы. Чтобы повысить чувствительность шкалы, рекомендуется исключить из перечня наиболее очевидные сюжеты (первые и последние).
Оба рассмотренных типа шкал относятся к неметрическим. Два следующих — интервальная и шкала отношений — образуют класс метрических шкал.
Интервальная шкала предполагает выделение определенного числа свойств или признаков, расположенных по равным или неравным интервалам. В виде интервальной шкалы принято обычно располагать сведения о возрасте респондентов, стаже работы и прочее. Интервальная шкала отличается от предыдущих тем, что предполагает наличие или установление единицы измерения, величины интервала и какого-то начала (точки отсчёта). Пример интервальной шкалы:
Ваш возраст:
1) до 20 лет;
2) 21—25 лет;
3) 26—30 лет;
4) 31—40 лет;
5) 41—50 лет;
6) 51—55 лет;
7) 56—60 лет;
8) старше 60 лет.
Шкала отношений представляет собой собственно интервальную шкалу с естественным началом отсчёта, то есть с точкой «0», соответствующей отсутствию измеряемого свойства у объекта. Характерной для неё эмпирической операцией, дополняющей все эмпирические операции, обязательные для предыдущих типов шкал, является определение равенства отношений, инвариантных при любой смене основной (базовой) единицы измерения.
В социологии шкалы отношений используются в виде естественных (готовых) метрик для таких, например, свойств, как длина (расстояние), уровень доходов, размер жилья и прочее. Однако в чистом виде они используются чрезвычайно редко. Как правило, они переводятся в форму интервальной шкалы.
Одной из форм шкалирования, лежащей в основе исследования социальных процессов, следует считать метод семантического дифференциала (СД). Метод СД разработан Ч. Осгудом в середине 50-х годов прошлого века для измерения эмоциональных отношений людей к смыслу некоторых понятий и слов.
Метод СД — это измерительная техника, основанная на применении факторного анализа в анализе смысловых значений. Методику СД можно использовать при анализе политической терминологии, используемой в средствах массовой информации и вызывающей различное отношение к тем или иным понятиям у читателей, или при определении общественно значимых направлений в ходе реформирования предприятия, общества, государства и прочее. Основу метода составляет набор 7- или 5-разрядных шкал, сгруппированных вокруг оппозиционных друг другу смысловых полюсов, несущих на себе возможные ценностные ориентации респондента.