Одной из важнейших характеристик любой методологии являются границы её оптимального использования. Это в полной мере справедливо и по отношению к таким мощным методологиям, какой является системный анализ. Понимание возможностей системного анализа столь же необходимо, как и понимание его ограничений. Границы системного анализа определяются номенклатурой решаемых с его помощью типов задач, обоснованием области его предпочтительного применения, реализуемыми функциями и используемым методическим арсеналом.
В практике применения системного анализа для исследования социальных процессов с целью повышения эффективности управленческой деятельности можно выделить следующие основные этапы:
1. Вначале определяется цель организации. Если цель известным арсеналом средств достичь нельзя, то констатируется наличие проблемной ситуации. Дается название проблемы.
2. Главная цель разбивается на составные части в виде иерархии (целеполагание).
3. Выявляются связи между объектами системы, создаются статистические или функциональные модели объекта управления.
4. Разрабатываются прогнозные оценки развития, результаты сравниваются с целевыми показателями.
5. Проводится диагностирование. Именно этот этап и является предметом «исследования систем управления». Выявляются резервы, формулируются альтернативы достижения главной цели. Наименьшее число альтернатив — две (бинарная ситуация). В практике решения сложных проблем число сформулированных альтернатив желательно иметь в пределах двух—семи названий.
6. Разрабатываются критерии и выбирается одна (максимум две) наиболее выгодная альтернатива. Для любой рациональной альтернативы разрабатывается программа мероприятий. Обычно мероприятия программы делят на три группы: организационные, технические, информационные.
7. Происходит процесс совершенствования системы функционирования и развития.
В самом общем случае структурная схема системного анализа может содержать не семь этапов, а большее их количество.
Например, между шестым и седьмым этапами системные аналитики выполняют этап «реконструкция системы управления».
Системный анализ проблем экономического развития повышает научную обоснованность управленческих решений и позволяет определить логическую последовательность использования методов и моделей в процессе исследования и решения проблемы.
Таким образом, системный анализ является важной составной частью системного подхода, его необходимо использовать для устранения последствий, вызываемых неверными подходами к определению актуальных направлений совершенствования процессов социально-экономического развития и управления в целом.
В целом системный подход обеспечивает управленцу возможность ставить и решать, по крайней мере, два больших класса задач:
– расширять и уточнять собственные представления о механизме взаимодействия подсистем в системе; изучать и, возможно, открывать новые её свойства;
– повышать эффективность функционирования системы по критериям и в направлении решения стратегически важных задач.
Если переводить содержание этих задач в практическую плоскость, то обе они реализуются в совокупность организационно-методических и технологических процедур сбора, агрегирования, обработки и анализа содержания информации о состоянии исследуемых объектов и процессов.
Предприятие в рамках системного подхода рассматривается как сложная целостная социально-экономическая система — совокупность взаимосвязанных элементов (подразделений, функций, процессов, методов). Основная идея системной теории заключается в том, что любое решение (действие) имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуации, когда принятое решение в одной области превращается в проблему для другой.
Основными элементами организационной системы (а значит и объектами организационного управления) выступают:
– производство;
– маркетинг и сбыт;
– финансы;
– информация;
– персонал, человеческие ресурсы — обладают системообразующим качеством, от них зависит эффективность использования всех остальных ресурсов.
Любая организация является открытой системой, поскольку взаимодействует с внешней средой — она превращает набор вкладываемых в производство ресурсов — затрат (сырье, машины, люди) — в товары и услуги. Она функционирует внутри более крупной системы — внешнеполитической, экономической, социальной и технической среды, в которой она постоянно вступает в сложные взаимодействия. Она включает серию подсистем, которые также взаимосвязаны и взаимодействуют. Нарушение функционирования в одной части системы вызывает трудности в других ее частях. Например, крупный банк является системой, которая действует внутри более широкого окружения, взаимодействует и связан с ним, а также испытывает на себе его воздействие. Отделы и филиалы банка являются подсистемами, которые должны взаимодействовать бесконфликтно, чтобы банк как целое работал эффективно. Если что-то нарушается в подсистеме, она, в конечном счете (если ее не сдерживать) повлияет на эффективность деятельности банка в целом.
Теория систем была разработана Людвигом фон Берталанфи в двадцатом веке. Основными понятиями и характеристиками общей теории систем являются:
1. Компоненты системы (элементы, подсистемы). Любая система, независимо от открытости, определяется через её состав. Эти компоненты и связи между ними создают свойства системы, её сущностные характеристики.
2. Границы системы — это разного рода материальные и нематериальные ограничители, дистанцирующие систему от внешней среды.
3. Синергия — это понятие используется для описания явлений, при котором целое всегда больше или меньше, чем сумма частей, составляющих это целое. Система функционирует до тех пор, пока отношения между компонентами системы не приобретают антагонистического характера.
4. Вход — Преобразование — Выход. При системном подходе на основе маркетинговых исследований сначала исследуются параметры «выхода», то есть товары или услуги, а именно что производить, с какими показателями качества, с какими затратами, для кого, в какие сроки продавать и по какой цене. На «выходе» в итоге должна быть конкурентоспособная продукция либо услуги. Затем определяют параметры «входа», то есть исследуется потребность в ресурсах (материальных финансовых, трудовых и информационных), которая определяется после детального изучения организационно-технического уровня рассматриваемой системы (уровня техники, технологии, особенности организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (экономической, геополитической, социальной, экологической). И, наконец, не менее важное значение приобретает исследование параметров «процесса», преобразующего ресурсы в готовую продукцию. На этом этапе, в зависимости от объекта исследования, рассматривается производственная технология, либо технология управления, а также факторы и пути ее совершенствования.