рефераты по менеджменту

Исследование социально-экономических и политических процессов (ИСЭПП)

Страница
16

5. Цикл жизни. Любая открытая система обладает циклом жизни: возникновение → становление → функционирование → кризис → крах.

6. Системообразующий элемент — элемент системы (человек).

Всестороннее изучение связей элементов (подсистем) необходимо для построения модели объекта управления. Эксперименты с моделью дают возможность совершенствовать управленческие решения, то есть находить пути наиболее эффективного достижения общих целей. Системный подход к управлению исходит из того, что разработка планов диверсифицированного и децентрализованного производства подчиняется интересам взаимодействия подразделений, составляющих операционную систему. Такой подход получил развитие благодаря использованию компьютерной техники и созданию централизованных информационных систем. Использование компьютерной техники на основе системного подхода позволяет совершенствовать методы и структуру управления.

Система в целом погружена в среду и взаимодействует с ней. Для обеспечения своего функционирования система заимствует из внешней среды ресурсы, на которые налагаются определенные ограничения.

Ограничения варьируются и зависят от ситуации и конкретных руководителей. Можно выделить следующие общие ограничения:

- ограничения несоответствия (неадекватность ресурсов);

- кадровые ограничения (недостаточное число работников, имеющих требуемую квалификацию и опыт);

- финансовые ограничения (неспособность закупить ресурсы по приемлемым ценам);

- ограничения научно-технического прогресса (потребность в еще не разработанной технологии);

- рыночные ограничения (жесткая конкуренция);

- правовые и морально-этические ограничения (законы и нравственно-этические нормы поведения);

- ограничения полномочий.

Как правило, для крупных организаций существует меньше ограничений, чем для малых или одолеваемых множеством трудностей.

Кроме ограничений, руководителю необходимо определить стандарты, по которым предстоит оценивать альтернативные варианты выбора, то есть должна быть определена мера сравнения альтернатив. Такими критериями при заключении договора с производственным предприятием могут быть: качество продукции, оптовая цена, сроки исполнения заказа, имидж предприятия, дополнительные услуги.

Весьма важно также учитывать приоритет критерия, так как от этого также зависит выбор решения.

Информация о новых ситуациях, складывающихся в окружающей среде и на объекте управления, по каналам обратной связи вновь поступает в управляющую систему, и контур управления замыкается. Для своего функционирования система заимствует выделенные для этой цели ресурсы из ресурсной среды. Информация о внешней среде и объекте управления, поступающая в систему управления от информационной системы, вследствие ее (информационной системы) ограниченных возможностей может быть не полностью адекватной реальным ситуациям. Вследствие этого к информационным системам, входящим в состав крупномасштабных систем, предъявляются особые требования в части достоверности и своевременности представления информации системе управления. Системе управления для реализации своих функций необходим высокий уровень интеллектуализации.

Таким образом, управление является сложным процессом, имеющим экономический, функциональный, организационный и социальный аспекты. Раскрыть сущность этих аспектов помогает изучение логических основ системного подхода.

Метод структуризации проблемы построения дерева

Системный подход в отображении сложных систем должен быть нацелен на структуризацию, или декомпозицию, целей. Декомпозиционное деление цели осуществляется «сверху вниз» в направлении разложения сложных целей на более простые. Методологическим средством, позволяющим осуществлять разложение целей на подцели, является построение «дерева целей» (древовидного графа) — способа, позволяющего последовательно разложить цель на ряд конкретных задач, этапов в ее достижении. Построение «дерева» осуществляется как последовательное разложение иерархической структуры путем деления целей на подцели, а последние — на более детальные составляющие, вплоть до выделения отдельных (обособленных) функций. Методика построения «дерева целей» позволяет комплексно представить деятельность человека по достижению им заданного результата с учетом имеющихся организационных и материальных ресурсов.

Любая система управления по определению есть целенаправленная система, имеющая иерархическое строение и организованная для достижения целей, называемых целями функционирования системы управления.

Цели — это конкретизация миссии организации. Для них характерны следующие черты и свойства:

– четкая ориентация на определенный интервал времени;

– конкретность и измеримость;

– непротиворечивость и согласованность с другими целями и ресурсами;

– адресность и контролируемость.

Без четкого формулирования целей функционирования нельзя комплексно решить ни одной проблемы, связанной с построением организации, с планированием ее деятельности, оценкой эффективности.

Цели можно классифицировать по следующим основаниям:

– по периоду установления: стратегические, тактические, оперативные;

– по содержанию: экономические, организационные, социальные, технические, политические;

– по функциональной структуре: маркетинговые, инновационные, кадровые, производственные, финансовые, административные;

– в зависимости от среды: внутренние, внешние;

– по измеримости: количественные, качественные;

– по повторяемости: постоянные (повторяющиеся), разовые;

– по стадиям жизненного цикла: проектирование и создание объекта, рост объекта, зрелость объекта, завершение жизненного цикла объекта.

Дерево целей — это структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням, ранжированная) совокупность целей экономической системы, программы, плана, в которой выделены генеральная цель («вершина дерева»); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева»). Название «дерево целей» связано с тем, что схематически представленная совокупность распределенных по уровням целей напоминает по виду перевернутое дерево.

Концепция «дерева целей» впервые была предложена Ч. Черчменом и Р. Акоффом в 1957 году. Дерево целей позволяет выявить, какие возможные комбинации обеспечат наилучшую отдачу. Термин «дерево» предполагает использование иерархической структуры (от старшей к младшей), полученной путем разделения общей цели на подцели. Метод дерева целей ориентирован на получение относительно устойчивой структуры целей, проблем, направлений.

Этот метод широко применяется для прогнозирования возможных направлений развития науки, техники, технологий, а также для составления личных целей, профессиональных, целей любой компании. Дерево целей тесно увязывает между собой перспективные цели и конкретные задачи на каждом уровне иерархии. При этом цель высшего порядка соответствует вершине дерева, а ниже в несколько ярусов располагаются локальные цели (задачи), с помощью которых обеспечивается достижение целей верхнего уровня.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45 
 46  47  48  49  50 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту