Количество целей, положенных в основу научно-исследовательской программы, обусловливает деление последних на комплексные и целевые.
Комплексные программы располагают широким спектром задач, ориентированных на принципиально отдаленные друг от друга сферы, охватываемые с помощью разнообразных подходов. Целевые программы предполагают реализацию конкретной цели, имеющей высокое общественное значение и направленной на решение заранее определенного круга проблем. Финансирование целевых программ имеет строгую схему расходования средств, направленных на достижение ожидаемого результата.
Положенный в основу классификации содержательный критерий цели позволяет разделять программы на программы поддержки, развития, реформирования и инновационные программы. Выделенные выше разновидности программ отличаются друг от друга местом, которое они занимают в процессе достижения целей различных уровней. Программы поддержки призваны обеспечить достигнутое объектом программирования состояние и условия его воспроизводства. Программы развития опираются на сформулированные в ходе исполнения исследовательской части приоритеты и выделенные в структуре объекта точки роста, позволяющие последнему последовательно преодолевать стадии процесса. Программы реформирования предполагают существенную перестройку сложившейся в рамках объекта системы функционирования и развития и выработку стройного представления о путях выхода на принципиально новый этап в его развитии. Инновационные программы охватывают разработку принципиально новых шагов в развитии программируемого объекта, основанных на использовании наукоемких технологий и нестандартных решений, позволяющих изыскать нетрадиционный путь в решении существующих проблем.
С точки зрения функционального критерия все научно-исследовательские программы можно разделить на ряд конкретных направлений, дифференцированных по предмету их направленности. Так, наибольшее распространение получили сегодня социальные, культурно-просветительские, образовательные, информационные программы, область распространения которых становится все шире по мере того, как обостряется степень актуализации проблем, заключающихся в этих сферах.
Не менее значимым, по сравнению с другими, является разделение программ с точки зрения самого процесса их реализации. И поэтому выделение исследовательских и практических программ подчеркивает ведущее значение либо начального, либо заключительного этапа их реализации, что является крайне важным для выбора программной стратегии в период подготовки методологического инструментария разрабатываемой программы.
В зависимости от уровня управления программами выделяют федеральные, региональные и муниципальные программы.
Основаниями их разделения являются либо источник финансирования, либо закрепленная за тем или иным властным уровнем сфера ответственности. Федеральным и региональным программам присущ государственный статус, муниципальным — статус местного значения.
Разработка территориальными образованиями различных уровней комплексных программ (стратегий) служит способом определения приоритетных направлений в развитии региона на основе его места в системе общественного разделения труда, особенностей геополитического положения, объемов производственной и ресурсной базы.
Методологическую основу разработки стратегических планов территориальных образований составляют принципы стратегического менеджмента, выработанные на основе обобщения практики крупных диверсифицированных предприятий, вынужденных изменить управленческую парадигму в условиях усиления конкуренции на рынках товаров и услуг.
Стратегия развития регионов может противоречить стратегии крупных корпораций, действующих на территории этих регионов: транснациональные корпорации ориентированы на межзональный характер извлечения доходов. Так, вертикально интегрированные нефтяные компании России, действуя одновременно в различных регионах, актуализируют заинтересованность территориальной власти к привлечению капитала на подведомственную ей территорию, что требует разработки особого механизма, относящегося к компетенции администрации региона.
Информационную основу разрабатываемой регионами стратегии социально-экономического развития составляет перечень показателей, раскрывающих стратегический потенциал территории, конкурентные преимущества по отношению к потенциальным инвесторам.
Основные разделы стратегии социально-экономических образований концентрируются вокруг отдельных ее категорий: геополитическое положение региона, место региона в системе общественного разделения труда, экономический потенциал, инфраструктура, инвестиционная привлекательность и культурно-историческая миссия.
Каждую из выделенных категорий характеризуют некоторые аналитические показатели (табл. 7). С их помощью раскрывается реальное состояние региона, его способность реализовывать комплексные программы.
Таблица 7
Содержание разделов региональных программ
Категория | Аналитические показатели |
1. Геополитическое положение региона |
Расстояние до границ сопредельного государства; среднее расстояние между населенными пунктами в ближайшем окружении городского центра; средняя плотность населения на территории; расположение относительно транспортных узлов и коммуникаций; ранговое число города в структуре расположения; географические и климатические условия региона; состояние ресурсной базы региона и его место в системе общественного разделения труда; исторические и социокультурные особенности региона |
2. Место территории в системе общественного разделения труда |
Индекс специализации, индекс локализации, отношение экспорта к импорту и так далее |
3. Экономический потенциал региона |
Валовой региональный продукт; доходность на градообразующих предприятиях; показатель экономического потенциала территории; демографические индексы и так далее |
4. Инфраструктура региона |
Объем перевозок местной железной дороги (в сравнении); объем перевозки пассажиров, грузов; объемы переработки сырья; сводка разведанных и осваиваемых ресурсов; среднее расстояние до крупнейших поставщиков и потребителей производимой в регионе продукции и так далее |
5. Инвестиционная привлекательность территории |
Объем привлекаемых инвестиций; темпы роста ведущих отраслей; сроки возврата кредитов и так далее |
6. Культурно-историческая миссия территории |
Количество и структура учреждений культуры; количество проводимых на территории форумов государственного значения; размеры сферы распространения продукции местных предприятий |