В научной литературе встречаются различные определения понятия «процесс». Процесс (лат. processus ― прохождение, продвижение) ― это последовательная смена состояний, тесная связь закономерно следующих друг за другом стадий развития, представляющих непрерывное единое движение, например, процесс работы и так далее.
Важнейший методологический сдвиг в социальном знании, пришедшийся на конец XIX — начало XX века, состоит в осознании значения временного фактора при изучении социальных феноменов. Он привел к выдвижению в социальных науках на первый план понятия «социального процесса», акцентирующего внимание исследователя на динамических и времененных аспектах изучаемых явлений.
Понятие «социальный» (от лат. socialis — общественный) и соответствующий ему термин употребляются по меньшей мере в двух значениях — широком и узком.
В широком смысле понятие «социальный» означает «общественный», то есть принадлежащий обществу, а не природе.
В узком смысле понятие «социальный» употребляется для характеристики только тех общественных процессов, которые происходят в социальной сфере жизни общества, а не в других сферах — экономической, политической, правовой и духовной.
Изучение социальных процессов позволяет, во-первых, понимать то общество, в котором мы существуем и действуем; во-вторых, в некоторой степени прогнозировать тенденции развития общества. Последнее имеет фундаментальное значение в рамках принятия управленческих решений — поскольку необходимо учитывать не только существующие общественные отношения, но и тенденции и динамику их развития.
Идеальной целью изучения социальных процессов является формулирование законов общественного развития. Необходимо обратить внимание на то, что данные законы являются не предписывающими, а констатирующими, то есть фиксирующими общие свойства, характеристики протекания социальных процессов. Проблема выявления «социальных законов» и научный статус последних является одной из центральных в системе социального знания.
Из сказанного вытекают основные функции курса: понимание, объяснение и возможность управления социально-экономическими и политическими процессами.
Понятие «социального процесса» надлежит разграничить от понятия «социального явления», широко распространенного в социологической литературе. Социальный процесс имеет более выраженную временную составляющую, придающую объективированный характер исследуемому объекту, позволяя рассматривать все свойства последнего в зависимости от времени. Психическое сопровождение социальных процессов, присущее социальным явлениям, отходит при этом на второй план.
Люди постоянно пребывают включенными (на разных ролях, с разным статусом и функциями) в многочисленные и наслаивающиеся друг на друга процессы — социальные, экономические, политические, демографические, культурные, цивилизационные, экологические. Не все эти процессы имеют одинаковую значимость, каждый из них имеет свою интенсивность, длительность, субъектный охват и прочее. Одни из этих процессов оказываются в центре внимания человека, другие воспринимаются как малозначительные, или как само собой разумеющиеся, другие вовсе ускользают от неспециализированного наблюдения. Данное различие является основание для различия процедур актуализации текущих процессов, среди которых различают две основные формы: практическую и когнитивную (табл. 1).
Таблица 1
Способы актуализации социальных процессов
процесс | практическая актуализация |
полное игнорирование |
противодействие | ||
адаптация | ||
уход | ||
когнитивная актуализация |
описание | |
объяснение | ||
понимание | ||
прогноз |
Практическая актуализация процессов предполагает низкую степень рефлексии с ориентацией на ценностные и ситуационные способы фиксации этих процессов. В ходе практической актуализации социального процесса человек склонен переживать его последствия для себя посредством ряда стратегий: полного игнорирования, адаптации, открытого противодействия и целенаправленного ухода. Избирая конкретную стратегию своего отношения к процессам, человек сознательно определяет их значимость для себя — занижает или завышает ценность конкретного процесса, ранжирует по значимости процессы исходя из своих представлений о себе, о мире и обществе, опираясь на предшествующий опыт и прочее. Ставя перед собой личные цели, человек стремится подчинить их логике внешние изменения, причем стратегии подчинения могут весьма разниться. Приоритетной задачей является подчинение этих процессов собственной линии поведения, определению по отношению к некоторым из них своего варианта возможных действий.
Когнитивная актуализация направлена на определение всей инфраструктуры процесса, его свойств, последствий. Основными функциями когнитивной актуализации являются описание, объяснение, понимание, прогноз, выступающие ведущими инструментами научного подхода к действительности. Целью когнитивной актуализации социального процесса является формулировка его идентификационных признаков, выявление причин и факторов воздействия. Это позволяет:
– систематизировать информацию об актуальных событиях в обществе;
– определить степень их влияния на эти события;
– способствовать созданию соответствующих институтов, призванных регулировать и контролировать объективные процессы.
Классическое определение социального процесса дал Питирим Сорокин: «Под процессом понимается любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или «эволюции», короче говоря, любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве, либо модификация его количественных и качественных характеристик».
Социальный процесс — это социально значимые изменения в обществе, вызванные стремлением различных групп влиять на сложившиеся в социуме условия с целью удовлетворения определенного интереса. В процессе столкновения интересов различных социальных групп обнажаются факторы доминирования одних групп относительно других, структурирующие взаимоотношения в обществе под действием различных факторов — социальных, экономических, политических, экологических, правовых и прочих.
Среди социальных процессов социологи выделили две их специфические формы. Во-первых, это «социальное развитие» — форма, раскрывающая потенциал, который изначально заложен в системе. Речь в данном случае идет о направленном процессе, то есть таком, в котором ни одно из состояний системы не повторяется ни на какой предыдущей стадии, а на более поздней выходит на более высокий уровень в какой-либо сфере (например, рост экономических показателей, продвинутость технологий или увеличение населения). Кроме того, система последовательно приближается к некому всеобщему состоянию (например, общество приближается к состоянию социального равенства, процветания или демократического представительства), причем это стимулируется имманентными свойствами самой системы (внутренние противоречия разрешаются благодаря появлению качественно новых форм социальной жизни; присущее людям творческое начало направляется на масштабные организационные инновации и так далее).