2. Однородность вложений в производство. Производство медицинских услуг предполагает большое разнообразие вложений. Каждый пациент является специфической проблемой, которую нужно сначала диагностировать, а потом только решать. Соответственно, производственные требования в сфере медицинского обслуживания разнородны. В связи с этим здравоохранение часто не может контролировать изменение во вложениях и таким образом снижать изменения конечного продукта.
3. Характер и содержание трудового процесса. Из-за спонтанного потребления услуг и значительной изменчивости вложений, сфера здравоохранения требует большого разнообразия труда по содержанию. Как следствие здравоохранение не может быть механизированным, а соответственно и весьма интенсивным трудовым процессом.
4. Однородность конечного продукта. Конечный продукт в здравоохранении весьма изменчив, что также связано с тем, что объект труда в здравоохранении всегда индивидуален и требует дифференцированного подхода. При этом значительную сложность представляет разработка критериев качества.
5. Меры производительности. Неоднородность потребительского спроса и содержания труда медицинских работников делают измерение производительности в здравоохранении значительно сложным. Например, сравнить производительность труда двух медицинских сестер. Практика одной может включать множество несложных манипуляций, в то время как другая не проводит подобных манипуляций и занимается более сложной работой, так что их производительность может быть определена только методом тщательного анализа.
6. Гарантии качества. В сфере медицинского обслуживания гарантировать качество достаточно трудно, так как производство и потребление происходят одновременно. Кроме того, высокая неоднородность вложений создает дополнительную угрозу снижения качества продукции, если за этим качеством не следить строго и постоянно. Качество в момент создания весьма важно для здравоохранения, так как ошибки, если они возникают в процессе производства медицинских услуг, нет возможности исправить прежде, чем услуги будут оказаны пациенту.
Таким образом, здравоохранение определяется особой важностью отрасли в системе социально-экономических отношений, а также объективно существующими особенностями основного объекта медицинской деятельности – человека. Среди этих особенностей выделяется главная – неопределенность, которой пронизана вся медицинская деятельность: неопределенность динамики здоровья человека, неопределенность результата медицинского вмешательства.[76]
В сфере здравоохранения особое значение приобретает проблема качества оказываемых услуг. Учитывая, что данная проблема связана со здоровьем, а подчас и с жизнью человека ей отдается первостепенное значение. Решить проблему качества можно только при условии оптимизации управления системой оказания медицинской помощи на всех уровнях: от отдельного исполнителя до системы в целом. При этом главная роль отводится менеджерскому персоналу. Поэтому актуальной является задача рассмотрения проблемы рисков менеджмента в здравоохранении, с которой во многом связана проблема качества медицинской помощи. Особое внимание привлекает проблема рисков менеджерского персонала среднего уровня в здравоохранении – заведующих отделениями, старших и главных медицинских сестер, которые координируют практическую деятельность учреждений здравоохранения.
Здравоохранение – отрасль, связанная с особой сложностью труда. Отсюда проистекают и особые менеджерские риски.
Сестринский коллектив, состоящий из медицинских сестер, младших медицинских сестер по уходу, представляет собой тот уровень кадровых ресурсов медицинского учреждения, на котором осуществляется наиболее тесный контакт пациента с системой медицинской помощи. Именно на этом уровне в наибольшей степени формируется представление пациента о качестве медицинского обслуживания в конкретном медицинском учреждении. Работники, относящиеся к среднему и младшему медицинскому персоналу, осуществляют основной уход за пациентами, обеспечивают выполнение режимных требований, выполняют множество разнообразных функций по поддержанию жизнедеятельности медицинского учреждения на уровне, позволяющем оказывать медицинскую помощь определенного качества в безопасных и относительно комфортных условиях.[77]
Таким образом, сестринское участие в системе оказания медицинской помощи во многом определяет качество медицинской помощи в целом. В связи с этим особое значение приобретает деятельность руководителей сестринских служб по управлению сестринским персоналом и рассмотрение рисков менеджмента в сестринском деле. Рисков, которым подвержены менеджеры в сестринском деле достаточно много. Рассмотрение всех рисков не представляется возможным, поэтому в данной работе рассматриваются лишь некоторые основные риски менеджеров в сестринском деле.
Выделяют четыре основные критерия содержания деятельности по обеспечению качества медицинской помощи:
· выполнение профессиональных функций – техническое качество;
· использование ресурсов – эффективность;
· контроль степени риска – опасность травм или заболевания в результате медицинского вмешательства;
· удовлетворенность пациента медицинским обслуживанием.[78]
Данные критерии имеют прямое отношение к деятельности сестринского персонала и руководителей сестринских служб по обслуживанию пациентов, поскольку от уровня профессиональной подготовки сестринского персонала, правильности выполнения сестринских манипуляций в надлежащих условиях и уровня общения с пациентом зависит качество медицинской помощи, оказываемой медицинскими сестрами.
Качество медицинской помощи, оказываемой сестринским персоналом, предполагает совершенствование управления деятельностью сестринских служб, создание благоприятной среды для специалистов сестринского дела в практическом здравоохранении. Управление в здравоохранении связано со спецификой производства и имеет характерные особенности. Качество управления складывается из следующих компонентов:
1. Ресурсы управления: кадровые; материально-техническое обеспечение труда руководителей; структура управления сестринским персоналом.
2. Управленческие технологии: планирование; организация; контроль; мотивация к качественному, эффективному труду.
3. Оценка эффективности управления: удовлетворенность пациентов оказанной медицинской услугой; оценка и анализ управления сестринским персоналом ЛПУ; оценка и анализ деятельности сестринского персонала по оказанию медицинской помощи. [79].
Качество управления в значительной степени определяется уровнем образования руководителей сестринских служб. При этом руководитель должен быть профессионалом одновременно в двух сферах: в управлении и конкретной специальности. Руководителем сестринского коллектива, как правило, становится специалист, имеющий опыт работы рядовой медицинской сестрой и освоивший эту работу во всех ее деталях. Знание всех профессиональных тонкостей, основанное на осознании своей роли в лечебно-диагностическом процессе, способность и желание постоянно совершенствовать свое мастерство и передавать свои знания коллегам, правильное представление о качестве медицинской помощи характерны для эффективного руководителя в сестринском деле.