Другими качествами, необходимыми руководителю сестринских служб, являются чувство ответственности за выполняемую работу, самодисциплина, чувство собственного достоинства, искренняя заинтересованность в общем деле, уверенность в себе.
При этом важной задачей в современном здравоохранении является усиление роли и значимости медицинской сестры в процессе оказания медицинских услуг, повышение престижа профессии медицинской сестры в обществе.
Важно рассматривать медицинскую сестру в здравоохранении не как исполнителя, а как участника, сотрудника в лечебном процессе. Это делает труд медицинской сестры неоднородным. Пациент, медицинская сестра, врач – это партнеры в едином лечебном процессе. Медицинская сестра – связующее звено в нем. Это, по сути, менеджер, связанный с пациентом формальными и неформальными отношениями, что усиливает напряженность медсестринского труда и требует особого подхода в управлении своим поведением с пациентом. Превращение медицинской сестры из «служанки» врача в полноценного коллегу дает возможность медицинским сестрам более четко определить уровень своей профессиональной ответственности, а также последствия за свои действия, сознательные или совершенные по ошибке.[80]
Особое значение имеет наделение руководителей сестринских служб не только обязанностями, но и полномочиями. Важно давать определенную степень самостоятельности и ответственности при решении вопросов, связанных с сестринским делом. Это способствует повышению уровня самооценки, росту уверенности и заинтересованности в работе руководителей сестринских служб.
Одновременно, такой подход сопровождается предъявлением особых требований к руководителям сестринских служб. Требуется комплексный подход к их подготовке. Согласно современной концепции развития сестринского дела медицинская сестра должна быть высококвалифицированным специалистом – партнером врача и пациента, способным к самостоятельной работе в рамках единой лечебной бригады.[81] Требования к медицинской сестре, к руководителю сестринских служб включают целый комплекс знаний – знания, связанные с профессиональной подготовкой, знания психологии, этики и деонтологии, знание экономических и правовых аспектов медицинской деятельности.
Для эффективного управления в сестринском деле важное значение приобретают лидерские качества руководителя. Основными обстоятельствами, влияющими на эффективность управленческой деятельности в сестринском деле и определяющими комплекс качеств лидера, выступают особенности труда в здравоохранении, а также тот факт, что сестринские коллективы являются преимущественно женскими, что имеет свою специфику.
К главным направлениям деятельности эффективного лидера в сестринском деле относятся:
· учет основных особенностей медицинской деятельности;
· принятие эффективных управленческих решений в условиях неопределенности и ресурсного дефицита;
· формирование у членов коллектива единственно верного понимания сути медицинского труда – ориентация на человека, на интересы человека, осознание и признание приоритета интересов пациента даже в таких сложных условиях, в каких сегодня приходится работать медицинским работникам.[82]
Постоянно взаимодействуя в процессе своей профессиональной деятельности с людьми, менеджер не может быть достаточно эффективным, не проявляя различные качества креативного человека: быстроту, точность, логическое мышление, воображение, самообладание. Креативность помогает руководителю находить решения организационных и управленческих проблем, а также решения в нестандартных ситуациях.[83]
В здравоохранении объектом труда выступает человек. Каждый человек индивидуален и требует определенного подхода. При этом приобретает значение креативность как способность к конструктивному нестандартному мышлению и поведению. В то же время, здравоохранение отличается тем, существуют определенные стандарты в деятельности ЛПУ, нарушение которых не допускается.
Лица, профессиональная деятельность которых включает постоянный контакт с людьми, большую эмоциональную насыщенность и, как следствие, комплекс факторов, вызывающих стресс наиболее подвержены так называемому синдрому «эмоционального выгорания». Деятельность руководителей сестринских служб нередко становится причиной возникновения и развития указанного синдрома.
В общем виде синдром «эмоционального выгорания» рассматривается как долговременная стрессовая реакция, или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессоров средней интенсивности. В связи с этим синдром «эмоционального выгорания» рядом авторов обозначается понятием «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации профессионала под влиянием длительного профессионального стажа.
Синдром «выгорания» наиболее характерен для представителей коммуникативных профессий, в том числе для всех категорий руководителей, менеджеров, выполняющих функции управления персоналом. Ключевую роль в синдроме «выгорания» играют эмоционально напряженные или затрудненные отношения в системе «человек – человек».
Таким образом, основная причина «выгорания» – профессиональный стресс. Наибольшая вероятность развития «профессионального выгорания» существует у сестринского персонала в отделениях с высоким уровнем стресса – интенсивной терапии, трансплантации, ожоговых, онкологических. Как показывают исследования,[84] к сотрудникам с синдромом «профессионального выгорания» предъявлялись чрезмерные требования в работе, они чувствовали дополнительную персональную ответственность и вовлеченность в судьбу пациентов, причем ответственность за принятие решений возлагалась на работников при отсутствии соответствующих полномочий. Кроме социальных и ситуационных факторов, существуют личностные предпосылки «выгорания». Наиболее склонными к «выгоранию» являются лица, стремящиеся к непрерывному успеху, обладающие чувством повышенной ответственности, не имеющие интересов помимо работы.
Учитывая, что наибольшие перегрузки испытывают медицинские сестры, выполняющие руководящую работу, на которых возложена ответственность за качество оказания медицинской помощи, за деятельность своих коллег, за результаты работы, как отдельного работника, так и за микроклимат в коллективе в целом, синдром «профессионального выгорания» у них выражен в первую очередь.
Исследования, проведенные в этой области, устанавливают интересный факт. Деятельность главных медицинских сестер предполагает наличие постоянного уровня напряжения вследствие большой ответственности и высокой интенсивности труда. Выполняемая главными медицинскими сестрами работа характеризуется широким спектром профессиональных обязанностей, частой сменой видов деятельности, разнообразием деловых контактов с другими людьми в течение рабочего дня. В связи с тем, что условия и характер труда медсестры-организатора требуют постоянного эмоционального и физического напряжения, логично предположить, что подобная сфера деятельности просто создана для «профессионального выгорания», так как многие значимые переменные стресса включены в эту должность до того, как конкретный человек будет на нее назначен. Однако анализ показал, что признаки «профессионального выгорания» наблюдаются у главных медицинских сестер значительно реже, чем у старших медицинских сестер.[85]