Основные проблемы, которые препятствуют реформированию сестринского дела и «снятию» рисков менеджмента в сестринском деле, состоят в следующем:
· отсутствие мотивационной и нормативно-правовой основы и финансового обеспечения;
· сложившийся устойчивый стереотип организации сестринского дело создает трудности в привлечении административно-управленческого аппарата и врачей к реализации инноваций в сестринском деле.
Данная проблема привлекает внимание специалистов по сестринскому делу. Проведенные в этой области исследования,[91] показывают, что наиболее подготовлены к переменам медработники со стажем работы по специальности до 10 лет, имеющие квалификационную категорию или повысившие уровень образования. Наименее готовы – со стажем работы более 20 лет.
В результате исследований было отмечено, что 70% медицинских работников, в том числе врачи и администрация, скептически относятся к инновационным введениям. Со стороны среднего медицинского персонала на первом месте стоит проблема непонимания цели нововведений, нежелания перемен. Многие считают, что невозможно что-либо изменить в существующих условиях. Врачи часто не уверены в компетентности медицинских сестер, порой не могут определиться со сферой их полномочий.
Таким образом, основное противодействие со стороны медицинских сестер – неготовность большинства из них принять изменения в организации работы с пациентами, что порождает конфликтные ситуации в коллективе. Для решения этих проблем целесообразно:
· проводить психологические исследования, выявляя возможности медицинских сестер;
· учитывать их готовность к нововведениям;
· принимать во внимание предложения и пожелания медицинских сестер по преобразованию работы с пациентами в отделении.
Невозможно насильно заставить человека и коллектив работать по-новому, необходимо подвигнуть его к осознанию необходимости проведения перемен и активному участию в этом процессе.
Важная сторона менеджмента сестринского дела – это постоянная работа с человеческими ресурсами. Уникальность человека как объекта управления исключает эффективность в работе с людьми, если управление основано только на алгоритмизированных рекомендациях и построено на отношениях с людьми как машинами в производственном механизме. Менеджеру, работая с человеческими ресурсами, важно подходить к каждому сотруднику с позиции его индивидуальности.
Основными целями работы руководителя сестринских служб по управлению человеческими ресурсами являются следующие:
1. Мониторинг рынка труда сестринского персонала:
· анализ спроса и предложения рабочей силы;
· анализ движения персонала.
2. Планирование сестринского персонала в медицинском учреждении:
· определение потребности в кадрах;
· изучение рынка труда.
3. Подбор и расстановка сестринских кадров:
· отбор персонала;
· расстановка работников в соответствии с их деловыми и личностными качествами.
4. Профессиональное обучение и повышение квалификации медицинских сестер:
· планирование подготовки и переподготовки;
· разработка программ повышения уровня профессиональных знаний в соответствии с целями и стратегией медицинского учреждения.
· организация обучения и курсов повышения квалификации.
5. Оценка персонала:
· организация и проведение аттестации среднего медицинского персонала.
6. Создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе:
· адаптация работника;
· разрешение трудовых конфликтов;
· проведение психологических тренингов.
7. Разработка эффективных систем мотивации сестринского персонала:
· материальное стимулирование;
· моральное стимулирование.
8. Обеспечение социальных гарантий и условий труда:
· соблюдение трудовых гарантий;
· предоставление установленных льгот и компенсаций;
· создание благоприятных, отвечающих гигиеническим требованиям условий труда.[92]
Для достижения наилучших результатов необходимо сосредоточение усилий не на проверке индивидуального выполнения, а на управлении процессами, выявлении отклонений и анализе их причин. Это позволяет управлять достижением результатов, не завышая стоимости медицинской помощи, повышать степень удовлетворенности медицинского персонала своей работой и пациентов в получении медицинской помощи.[93]
Основные принципы управления в деятельности руководителей сестринских служб можно свести к следующим.[94]
1. Разделение труда и делегирование полномочий позволяет руководителям сестринских служб сократить число объектов, на которые направлено их внимание. Это позволяет им сосредоточить усилия на важнейших проблемах в управлении сестринским делом.
2. Власть – ответственность. Личный авторитет руководителя подкрепляется властью, принадлежащей ему по уставу. Власть немыслима без ответственности, сопровождающей ее действия.
3. Дисциплина – один из важнейших факторов эффективной управленческой деятельности. Руководителям сестринских служб в своей деятельности важно уделять особое внимание укреплению трудовой и технологической дисциплины среди среднего и младшего медицинского персонала. Также, исключительно важными являются вопросы дисциплины самого менеджерского персонала.
4. Единство распорядительства означает, что указания должны исходить от непосредственного руководителя. Дуализм распорядительства порой имеет место в управлении сестринским делом. Так, распоряжения старшим медицинским сестрам могут отдаваться главными медицинскими сестрами, заведующими отделениями, а в ряде случаев и другими руководителями ЛПУ.
5. Единство руководства. Этот принцип можно сформулировать следующим образом: «один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель». В практической деятельности руководителей сестринских служб этот принцип управленческой деятельности означает, что совместная деятельность главных и старших медицинских сестер должна быть основана на единой, утвержденной программе сестринского дела в ЛПУ.
6. Справедливое вознаграждение персонала. Оплата исполненной работы должна удовлетворять работодателя и работника. Важно, чтобы заработная плата обеспечивала справедливое вознаграждение, поощряла усердие и компенсировала полезное усилие работников.
7. Постоянство состава персонала.
8. Инициатива – это могущественный стимул к деятельности. Инициатива всех сотрудников в сочетании с инициативой руководителя – большая сила, что особенно заметно в трудные моменты. Поэтому важно поощрять и развивать инициативу у всех работников.
9. Оптимизация нормы управляемости определяется как количество работников, которые непосредственно подчиняются данному руководителю. Теоретики управления считают, что оптимальная норма управляемости составляет от 7 до 12 подчиненных с некоторыми вариациями.[95] Слишком большая норма управляемости приводит к возникновению сложных проблем, когда руководитель не в состоянии контролировать деятельность многочисленных подчиненных, что приводит к существенному снижению эффективности управленческой деятельности. В то же время при очень маленькой норме в коллективе может создаться атмосфера панибратства и фамильярности.