Ресурсы приходят к менеджеру разными путями. Первые передаются ему в тот момент, когда он занимает определенную ячейку в иерархии менеджеров компании, над формированием вторых приходиться осознанно работать всю жизнь, а третьи в значительной степени заложены от рождения.
Ресурсы менеджера важны не каждый в отдельности, а в своей совокупности, образуя единую взаимосвязанную систему ресурсов, которыми располагает руководитель и которые используются им для обеспечения качественного управления.
На рисунке 1 показаны основные ресурсы менеджера и их влияние друг на друга.
Субъективное Объективное
воздействие воздействие
психологических административ-
ресурсов на ных ресурсов на
процессы процесс
накопления формирования
профессиональ- профессиональных и роста ных ресурсов и административ- усиление само- ных ресурсов идентификации
личности
менеджера
Рис. 1 Ресурсная модель менеджера
Право руководить – важнейший ресурс, его природа носит объективный характер. Наличие соответствующих профессиональных и психологических ресурсов является только одним из условий его получения. Однако чем сильнее выражена управленческая направленность личности и чем более значимыми профессиональными ресурсами она обладает, тем более конкурентной становится ее позиция и тем больше условий возникает для передачи именно ей административных ресурсов.
В системе ресурсов руководителя психологические ресурсы могут считаться базовыми, поскольку они наиболее значимым образом влияют на формирование управленческой направленности личности руководителя: инициируют начальные процессы формирования профессиональных ресурсов, обусловливают готовность менеджера к иерархизации, обеспечивают создание условий для карьерного роста.
Административные ресурсы в наибольшей степени допускают возможность однозначной идентификации их наличия. Эта возможность в значительной степени уменьшается для профессиональных ресурсов. Психологические ресурсы в наименьшей степени поддаются объективному оцениванию их качественного и количественного состояния.
Особенностью ресурсной модели менеджмента является то, что в ней действуют механизмы непрерывного установления баланса: если один из ресурсов получает развитие, то это приводит к соответствующему развитию других ресурсов, определяя такое качественное и количественное их соответствие, которое позволяет оптимальным образом обеспечивать потребности управленческой деятельности.[11]
Личные ресурсы менеджера, образуя единую систему, обладают свойством взаимного влияния друг на друга. В этом состоит одно из системных свойств: изменение ресурсов одного вида может создавать необходимые условия для изменения ресурсов другого вида. Это свойство обеспечивает способность системы ресурсов приходить в состояние внутреннего баланса, при котором сохраняется условие их взаимного соответствия. В противном случае наблюдается состояние дисбаланса, которое проявляется разнообразными рисками менеджмента.
Риски менеджмента связаны с различными аспектами его деятельности. В связи с этим их можно классифицировать следующим образом:
· риски, связанные с особенностями личности самого менеджера;
· риски, обусловленные взаимодействием с подчиненными;
· риски, связанные с взаимодействием с вышестоящим руководством.
Для раскрытия данной группы рисков возникает необходимость рассмотрения личности менеджера.
В данном вопросе можно выделить три класса составляющих: биографические характеристики, черты личности и способности менеджера.[12]
К биографическим характеристикам относятся возраст, пол, культурно-образовательный уровень и социально-экономический статус.
Существует связь между возрастным фактором и иерархическим уровнем руководителей – чаще наиболее крупные руководящие посты занимают люди зрелого возраста. Кроме того, функцией возраста является богатство профессионального опыта, а, следовательно, и возможности эффективного осуществления управленческой деятельности.
Что касается пола, то, как отмечают исследователи, мужчины-руководители имеют преимущества. Однако в последнее время все большее внимание исследователей привлекает женщина-руководитель. У женщины есть ряд преимуществ, реализовав которые, она может стать успешным руководителем. Женщина-руководитель обладает более тонким социальным интеллектом, она тоньше ощущает нюансы отношений, в том числе и отношение к себе, умеет оценивать и прогнозировать поведение других людей, обладает большей контактностью и практичностью мышления, лучше контролирует свои и чужие ошибки, лучше формулирует свои мысли и выражает идеи. Одна из главных проблем на пути развития деловой карьеры женщины – нехватка глобального, обзорного взгляда на проблему, более развитый консерватизм, тенденция погрязать в мелочах и эмоциях, вязнуть в системе человеческих отношений.[13] В целом для руководителей мужчин характерно лучшее решение одних задач, а для женщин – других.
Фактор культурно-образовательного уровня характеризуется прямой позитивной связью с эффективностью управленческой деятельности. Более того, часто он является необходимым условием для того, чтобы человек вообще мог занять какой-либо руководящий пост.
Фактор социально-экономического статуса не обусловлен содержанием управленческой деятельности, но оказывает сильное влияние на ее успешность, а в особенности – на шансы занять тот или иной руководящий пост.
К числу наиболее значимых личностных черт менеджера относятся следующие.
Доминантность, как стремление руководителя влиять на подчиненных.
Уверенность в себе, так как, во-первых, в трудных ситуациях на такого руководителя можно положиться. Во-вторых, уверенность руководителя по законам психологического заражения передается подчиненным. И, в-третьих, уверенность руководителя в себе важна при его контактах с другими руководителями равного или более высокого положения.
Ответственность и надежность в выполнении заданий. Надежность рассматривается как умение «держать слово», добиваться таких результатов деятельности и так ее строить, чтобы обеспечить реализацию принятых на себя обязательств. Умение брать на себя ответственность также является профессионально-значимым качеством менеджера. С другой стороны ответственность рассматривается как потребность, связанная с мотивацией достижения и самореализацией.
Самостоятельность как черта личности менеджера проявляется в том, что руководителю важно иметь свою точку зрения на возникающие проблемы и конкретное решение принимается самим менеджером.
Способность к творческому решению ежедневных проблем управленческой деятельности также имеет большое значение для руководителя.