Проблемы профессионального стресса, работоголизма, хронической усталости, «эмоционального выгорания» руководителей тесно связаны между собой. Для их преодоления нет универсального способа. Но стоит попробовать возродить желание и способность продуктивно работать. Для начала необходимо взять тайм-аут, так как перерывы в работе просто необходимы. Полезно провести внутреннюю инвентаризацию – пересмотр жизненных целей, планов и ценностей, возможно, поможет руководителю разобраться с указанными проблемами. Для обретения нового смысла часто вовсе необязательно менять профессию, компанию – иногда достаточно внести коррективы, найти новый смысл в привычной работе, пересмотреть цели, поменять рабочий график, методы работы.[40]
Кризисы профессионального становления. Профессиональное становление личности менеджера является процессом динамичным. При этом менеджер проходит ряд стадий. Как правило, переход от одной стадии профессиональной жизни к другой сопровождается особыми кризисами, которые можно определить как кризисы профессионального становления.
Под кризисом профессионального становления следует понимать периоды кардинальной перестройки личности менеджера, обусловленные внутренними противоречиями и неудовлетворенностью своей управленческой деятельностью.
Происходящая перестройка смысловых структур профессионального сознания, переориентация на новые цели, коррекция и ревизия социально-профессиональной позиции подготавливают смену способов выполнения деятельности, ведут к изменению взаимоотношений с окружающими, а в отдельных случаях – к смене профессии. При характеристике таких кризисов, как правило, анализируются трудности профессионализации личности, противоречивость управленческой деятельности и коллизии карьеры.[41]
Кризисы профессионального становления личности, в том числе и менеджера, тесно связаны с определением основных жизненных целей, которые, в свою очередь, имеют возрастные особенности.
В таблице 1 приведены основные кризисы профессионального развития личности, начиная с кризиса учебно-профессиональной ориентации.
Таблица 1 Кризисы профессионального развития личности
Кризис |
Возраст |
Факторы, |
Варианты |
обуславливающие кризис |
преодоления кризиса | ||
1 | 2 |
3 |
4 |
Кризис учебно- | 14-15, |
Формируются и начинают |
Выбор учебного |
профессиональной | 16-17 лет |
реализовываться |
заведения или иного |
ориентации |
профессиональные |
способа | |
намерения. |
профессиональной | ||
подготовки. | |||
Кризис | 16-18 лет |
Неудовлетворенность |
Смена мотивов учебно- |
профессионального |
профессиональным |
профессиональной | |
выбора |
образованием и/или |
деятельности, | |
профессиональной |
коррекция выбора | ||
подготовкой. Изменяются |
профессии. | ||
социально-экономические | |||
условия жизни человека. | |||
Перестраивается ведущая | |||
деятельность. | |||
Кризис | 18-20 лет |
Трудности |
Активизация |
профессиональных |
профессиональной |
профессиональных | |
экспектаций |
адаптации. Освоение новой |
усилий. Корректировка | |
ведущей деятельности. |
мотивов труда. | ||
Несовпадение |
Увольнение, смена | ||
профессиональных |
специальности и | ||
ожиданий и реальной |
профессии. | ||
действительности. | |||
Кризис | 23-25 лет |
Неудовлетворенность |
Повышение |
профессионального |
возможностями |
квалификации. Карьера. | |
роста |
занимаемой должности и |
Смена места работы, | |
карьерой. Потребность в |
вида деятельности. Как | ||
дальнейшем повышении |
вариант - увлечения | ||
квалификации. Создание |
(хобби, семья, быт). | ||
семьи и, как следствие, | |||
ухудшение финансовых | |||
возможностей. | |||
Кризис | 30-33 года |
Стабилизация |
Переход на новую |
профессиональной |
профессиональной |
должность или работу. | |
карьеры |
ситуации. Недовольство |
Освоение новой | |
собой и своим |
специальности и | ||
профессиональным |
повышение | ||
статусом. Смена |
квалификации. Уход в | ||
профессиональных |
быт, в семью, | ||
ценностей. |
обогащение досуга, | ||
социальная изоляция. | |||
приключения. |