Основными симптомами недостатка времени выступают следующие: постоянная спешка и суетливость; невозможность сосредоточиться на одной задаче; желание выполнить все дела; отсутствие четкого распределения дел по степени важности; большой поток рутинных и срочных дел; несвоевременность ответов на деловые письма; постоянные помехи в работе, отвлекающие телефонные звонки и посетители; доработки дома за счет времени, предназначенного для отдыха; ощущение хронической усталости и цейтнота; выполнение работы за своих подчиненных; ухудшение взаимоотношений в коллективе, конфликты.[24]
Время – это уникальный невосполнимый ресурс.
Одной из технологий «снятия» риска, связанного с недостатком времени является управление временем или самоменеджмент.
Самоменеджмент – это последовательное и целенаправленное применение испытанных методов работы в повседневной практике для оптимального использования своего времени.[25]
Для начала руководителю полезно провести инвентаризацию времени и выявить основные факторы, которые приводят к потере времени. Среди них можно выделить следующие:
· нечеткая постановка целей;
· отсутствие приоритетов в делах;
· плохое планирование рабочего дня;
· отсутствие полного представления о предстоящих задачах и методах их решения;
· личная неорганизованность, отсутствие самодисциплины;
· нерациональное ведение документооборота;
· слабая трудовая мотивация руководителя;
· поиски записей, телефонных номеров, адресов;
· отрывающие от дел телефонные звонки;
· незапланированные посетители;
· неспособность сказать «нет»;
· неполная, чрезмерная, запоздалая информация;
· неумение довести дело до конца;
· отвлекающие факторы: шум и другие;
· затяжные совещания;
· недостаточная подготовка к беседам и обсуждениям;
· разговоры на темы, не относящиеся к делу;
· синдром откладывания решения задач;
· желание знать все факты;
· длительные ожидания, например, условленной встречи;
· неумение делегировать полномочия;
· переработки и как следствие перенапряжение и снижение работоспособности;
· слишком частые переключения с одного вида деятельности на другой.[26]
Выделяют следующие инструменты управления временем.[27]
Точное определение целей – начиная что-либо делать, важно, как можно точнее определить, что конкретно человек хочет достичь.
Определение приоритетов – как правило, количество намеченных целей велико. Поэтому имеет смысл определение приоритетов в соответствии с важностью и срочностью дел.
Планирование деятельности – менеджеры, умеющие правильно пользоваться своим временем, добиваются нужного результата, прежде всего, с помощью грамотного планирования своей деятельности.[28] Начинать лучше с самых важных дел, для выполнения которых выбирают наиболее продуктивное время дня. Планируя телефонные звонки, проводя совещания, общаясь с партнерами, имеет смысл кратко фиксировать результат каждой беседы, что позже поможет сэкономить время и избежать мучительных усилий на воспоминания. Планируется сначала год в целом, месяц, а затем день.
Выполнение планов – имеет значение постановка реалистичных целей и выделение достаточного количества времени на их достижение. Целесообразно намечать крайний срок выполнения каждой задачи и стремиться его не нарушить.
Важно периодически менять виды деятельности – это предупреждает утомление. Но, в тоже время, сходные задачи стараться объединять в блоки: работа с бумагами, телефонные звонки и ответы на входящие и так далее. Начиная дело, стараться довести его до конца, не прерываясь. Маленькие паузы можно использовать для различных видов работ, например, время, которое тратится на поездки и ожидания можно использовать на обдумывание и планирование дел.
Важной частью таймменеджмента является:
· делегирование полномочий компетентному специалисту;
· оптимизация работы с документацией;
· оптимизация проведения совещаний.
Главное место в менеджменте занимает решение стратегических задач. Чем более высокую должность в иерархии компании занимает менеджер, тем чаще ему необходимо выделять время на размышление над этими задачами.
Руководителю важно владеть инструментами эффективной организации своего времени, так как это, в конечном счете, оказывает влияние на качество управленческой деятельности.
Чрезмерная поглощенность профессиональной деятельностью или «работоголизм» рассматривается в качестве риска, который возможен в работе менеджера. Работоголизм – погруженность в работу до такой степени, что вся остальная жизнь отходит на второй план. Многие менеджеры не могут найти в своей жизни баланс между работой и прочими радостями бытия, не обучены искусству «отключаться» от служебных проблем.[29]
Работоголизм поражает, прежде всего, действительно увлеченных и способных многое сделать людей. Руководство как деятельность заменяет им все – семью, друзей, радость общения, свободное время, увлечения. Постепенно у них начинает наблюдаться так называемый технократический подход к решению управленческих проблем. Они нарушают профессиональную этику, становятся конфликтными, проявляют чрезмерную жестокость во взаимоотношениях с подчиненными и коллегами.[30]
Работоголизм в значительной степени снижает устойчивость менеджеров к стрессам, неизбежно возникающим в их жизни. Такие менеджеры перенапряжены, лишены необходимых адаптивных возможностей и уже с трудом могут управлять собой, и как следствие, всем организационным процессом.
В этом случае одна из задач, связанная со «снятием» данного риска, заключается в создании оптимального режима труда и отдыха, который следует устанавливать с учетом особенностей данной профессии, и индивидуально-психологических особенностей менеджеров.
Условия деятельности менеджеров нередко становятся причиной возникновения и развития психосоматических расстройств, таких, как синдром хронической усталости и синдром «эмоционального выгорания».
Синдром хронической усталости – это беспричинная, сильно выраженная, изматывающая организм общая усталость, не проходящая после отдыха, мешающая человеку жить в привычном для него ритме.
Синдром хронической усталости проявляется разнообразными симптомами: прогрессирующая усталость, снижение работоспособности, плохая переносимость ранее привычных физических нагрузок, мышечная слабость, боль в мышцах, расстройства сна, головные боли необычного характера, забывчивость, раздражительность, снижение мыслительной активности и способности к концентрации внимания.[31]
Факторами, способствующими развитию синдрома хронической усталости, могут быть различные стрессовые ситуации, в том числе и профессионального характера, депрессия, нарушения сна, неправильное питание, малоподвижный образ жизни, нехватка свежего воздуха.
Считается, что наиболее подвержены синдрому хронической усталости лица, предъявляющие к себе высокие требования, и к группе риска относятся, прежде всего, те, кто чаще подвергается на работе стрессу, в том числе и менеджеры.