Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость. Руководителю крайне важно уметь контролировать свои эмоциональные проявления. Со всеми окружающими независимо от настроения и личного расположения необходимо строить ровные и деловые отношения. Важно уметь и сбрасывать эмоциональное напряжение, так как постоянное подавление негативных эмоциональных реакций, сдерживание их часто ведет к неврозам и к различным психосоматическим заболеваниям.
Коммуникабельность выступает важным качеством руководителя, так как более ¾ своего рабочего времени он тратит именно на общение. Руководитель может принимать взвешенные и рациональные решения только в том случае, если он реально знает положение дел, активно взаимодействует со своими коллегами и подчиненными, опирается на них. При этом важное значение приобретает деловое общение, направленное на повышение качества профессиональной деятельности руководителя.[14]
Способности менеджера можно разделить на общие и специальные. Среди общих способностей наибольшее значение имеет интеллект руководителя. К специфическим способностям относятся знания, умения, компетентность, информированность.
Высокий профессионализм, знание сути и особенностей своей специальности являются главными для руководителя наряду с организаторскими способностями.
Наряду с этим выделяют еще ряд важных личностных качеств руководителя. Среди них широта взгляда и глобальный подход; долгосрочное предвидение и гибкость; энергичность, инициативность и решительность, в том числе в условиях риска; необходимость постоянной работы и непрерывной учебы; умение четко формулировать цели и установки; готовность выслушивать мнения других; беспристрастность, бескорыстие; способность полностью использовать возможности сотрудников с помощью правильной расстановки и адекватной мотивации; способность создавать коллектив и гармоничную атмосферу в нем; личное обаяние и здоровье.[15]
Среди рисков, связанных с личностью менеджера, особое место занимают: дисбаланс интеллекта и воли; сложности решаемых проблем и уровня профессионализма; специальной подготовки и общего уровня образования; полномочий и авторитета и другие. [16]
Дисбаланс воли и интеллекта. В совокупности различных качеств менеджера ведущую роль играют сочетание двух качеств: воли и интеллекта. Наилучшим вариантом сочетания этих качеств является гармония интеллекта, образования и воли.
Дисбаланс этих качеств может проявляться в различных вариантах:
1. Малый интеллект и малая воля или нерешительность. Эти качества не только не способствуют успеху в управленческой деятельности, но и вообще обусловливают ее проблематичность. Такой менеджер не может долго управлять, так как сам характер управленческой деятельности требует присутствия и соответствия воли и интеллекта.
2. Менеджер может быть человеком высокоинтеллектуальным, но при этом неуверенным и недостаточно волевым. У такого менеджера постоянно возникают проблемы с дисциплиной персонала, личной организованностью, а, следовательно, и с лидерством. Безвольный менеджер, хоть и образованный, не может пользоваться авторитетом.
3. Менеджер, который обладает весьма сильной волей, но недостаточным интеллектом также несет в себе серьезный риск. Наиболее характерно это для авторитарного управления. Такой менеджер не пользуется авторитетом, но, как правило, это не всегда бывает достаточно заметно. Его окружают люди, создающие видимую атмосферу уважения и почитания. А в действительности у персонала царит атмосфера страха и отчуждения, недоверия и невмешательства. Такого рода менеджер управляет волюнтаристски,
На рисунке 2 показано сочетание этих двух качеств менеджера.
Высокоинтеллектуальный, но недостаточно волевой менеджер
Малый интеллект при малой воле и решительности |
Гармоничное сочетание интеллекта, образования и воли Волевой, но необразованный менеджер (волюнтаризм, самодурство). Но возможен успех. |
Интеллект
Безволие Безумство Авантюризм Воля
Рис. 2 Качества менеджера: сочетание воли и интеллекта
В проявлении качеств менеджера важную роль играет его профессиональная подготовка, которая одновременно является определяющей для других характеристик. Она определяет его авторитет, качество управленческих решений, реальность и успешность стратегии управления, время разработки управленческих решений.
Современное управление характеризуется нарастанием сложности проблем, по которым приходится принимать управленческие решения. Практика показывает, что успех кроется в сочетании уровня образования, профессиональной подготовки, сложности решаемых проблем.
Дисбаланс практического опыта и теоретической подготовки. Деятельность менеджера может быть построена на эффективном использовании накопленного опыта работы и может осуществляться в условиях стабильного функционирования фирмы. Этого может быть достаточно для успеха, но для современного управления недостаточно только опоры на опыт. Оно требует профессионального подхода, который определяется не только богатым опытом, но и соответствующим образованием и профессиональной подготовкой.
Дисбаланс сложности решаемых проблем и уровня профессионализма выступает еще одним из рисков менеджмента, связанным с уровнем профессионализма. Если менеджер работает в условиях разрешения сравнительно несложных проблем и при этом имеет высокий уровень образования и профессионализма, что возможно при неправильном использовании менеджерского персонала, то возникает ситуация неиспользуемого потенциала, ситуация упускаемых возможностей.
Другой вариант, если наблюдается возрастающая сложность возникающих проблем, а решение их осуществляют менеджеры, имеющие недостаточную профессиональную подготовку. Здесь повышается вероятность ошибочных реакций и, следовательно, кризиса. Это не лучшие варианты менеджмента.
Предпочтительным вариантом управления считается сочетание сложности решаемых проблем и высокого профессионализма управления. Такое сочетание определяет последовательное развитие фирмы, стабильность, устойчивый успех деятельности менеджера.
Дисбаланс специальной подготовки и общего уровня образования и культуры. Можно наблюдать признание необходимости профессионализма управления, но при этом профессионализм сводится к специализированной подготовке, которая дает навыки и умения в области управления, но не всегда позволяет достаточно глубоко увидеть и оценить проблему, предвидеть последствия различных вариантов ее решения. Важно, чтобы специальная подготовка сочеталась с определенным уровнем образования и культуры.