рефераты по менеджменту

Основы менеджмента (справочно-информационные материалы)

Страница
17

- сильные стороны: делает возможным быстрое принятие решений и мобилизацию подчиненных, позволяет стабилизировать обстановку в сложных условиях.

Разновидностью авторитарного стиля руководства являются: патерналистский и бюрократические стили.

При патерналистском стиле руководитель уподобляется отцу семейства, который заботится о своих подчиненных. Они в ответ на «отеческую заботу» должны проявлять благодарность и беспрекословное повиновение. Мотивация осуществляется на основе личной зависимости. Власть концентрируется у начальника – «бати», который строг, но справедлив.

Бюрократический стиль руководства характеризуется максимальной формализованностью отношений, минимизацией личной власти руководителя. Это крайняя форма структурирования и регламентированная поведения подчиненных. Множество должностных инструкций и нормативных документов четко описывают кто, что, как должен делать. Данный стиль усиливает власть аппарата.

2. Демократический (коллегиальный) стиль руководства характеризуется способностью руководителя эффективно делегировать функции управления подчиненным, развивать у них самостоятельность, инициативу и ответственность. Вместе с тем, сам он не уходит от ответственности за результаты деятельности каждого. Демократический стиль характеризуется следующими свойствами:

- производственная активность формируется в результате взаимодействия, взаимовлияния руководителя и подчиненных;

- многосторонние информационные и коммуникационные отношения;

- урегулирование конфликтов несиловыми методами;

- ориентация руководителя на группу повышает удовлетворенность трудом и пребывание в группе;

- ориентация на развитие сотрудников и всей организации;

- эффективность использования данного стиля зависит от трех факторов: качеств руководителя; характеристик подчиненных и особенностей решаемых группой задач;

- коллегиальному стилю склонны уверенные в себе руководители, с высоким уровнем образования, не опасающиеся за свой авторитет, умеющие ценить способности и творческий потенциал подчиненных;

- преимущества демократического стиля состоят, прежде всего, в квалифицированных решениях, высокой мотивации подчиненных и разгрузке руководителя;

- недостатки связаны, прежде всего, со сложностью обеспечения эффективной реализации стиля – необходимостью высокой социальной, профессиональной компетентности руководителя и высокой квалификационной подготовленности работников.

На практике выделяют две разновидности демократического стиля: партисипативный и тренерский стили руководства.

Партисипативный стиль поощряет участие подчиненных в принятии решений. Руководитель делится имеющийся у него информацией со своими подчиненными и использует их идеи и предложения для принятия решений группой. Сильный акцент делается на консультации. Взаимодействие и взаимоотношения руководителя координационные, неформальные. Руководитель должен обладать высоким деловым авторитетом.

Тренерский стиль определяется как систематическое, относительно длительное выяснение руководителем сильных и слабых сторон подчиненного с целью научить его самостоятельно диагностировать и контролировать свое поведение, выбирать оптимальные образцы действий. Тренерский стиль предполагает: согласие подчиненного на репетиторский подход; индивидуальный подход, хорошее знание личных и деловых качеств подчиненного; обеспечение конструктивной обратной связи; регулярное обсуждение деловых и личных проблем, совместный поиск возможностей их решения; укрепление веры подчиненного в собственные силы, а также доверия между ним и руководителем. Стиль не рекомендуется для постоянного использования.

3. Либеральный стиль руководства характеризуется неустойчивостью его позиции, Руководитель сводит к минимуму свое вмешательство в руководство, предоставив подчиненным самостоятельно решать большинство проблем, и таким образом является пассивным. Либеральный стиль не целесообразен в бизнесе.

Имидж менеджера

Оптимальный стиль управленческой деятельности в высшей степени соответствует творческому потенциалу и неповторимой индивидуальности руководителя, выражает социальные ожидания подчиненных и направлен на решение задач деятельности. Его отличительная особенность заключается в стремлении руководителя к гибкому, лавирующему управлению, то есть к профессионализму.

Профессионализм руководителя – это внутренняя характеристика личности руководителя, обладающего необходимым нормативным набором психических качеств, позволяющих ему осуществлять управленческую деятельность на высоком уровне и достигать значительных профессиональных результатов. Профессионализм руководителя складывается из знаний, умений и опыта руководителя в той или иной области жизнедеятельности, то есть компетентности.

Существуют следующие виды компетентности:

- специальная компетентность – владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, подготовленность руководителя к выполнению профессиональных функций, связанных со специализацией;

- социальная компетентность – владение профессиональной совместной деятельностью, умение работать в группе, эффективно взаимодействовать и общаться с руководителями, коллегами, подчиненными, строить и поддерживать эффективные взаимоотношения;

- личностная компетентность – владение приемами личностного саморазвития, самовыражения, умение рационально организовать свой труд, противостоять профессионально-управленческим деформациям личности;

- организационно-методическая компетентность – способность к системному мышлению, правильному восприятию и интерпретации разнообразной информации, владение организационно-социальными взаимосвязями, умение рационально планировать и использовать рабочее время.

Требования к эффективному руководителю в современных условиях:

- способность управлять собой;

- разумные личные ценности;

- четкие личные цели;

- упор на постоянный личный рост;

- навык решать проблемы;

- изобретательность и способность к инновациям;

- высокая способность влиять на окружающих;

- знание современных управленческих подходов;

- способность руководить;

- умение обучать и развивать подчиненных;

- способность формировать и развивать эффективные рабочие группы.

Причины и виды конфликтов

Под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей, их формальных и неформальных объединений, обусловленное различием взглядов, позиций и интересов. Конфликт – это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия.

Стороны находятся в конфликте, если действия хотя бы одной из них оказывают отрицательное воздействие на другую. Если конфликт не переходит определенных рамок – это конкуренция, если оказывает положительное воздействие – это сотрудничество.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту