2. Социально-ориентированная модель, основанная на свободном осуществлении разных форм собственности, сильной социальной функции государства. Сторонниками этой модели были в ФРГ - Людвиг Эрхард (1887 – 1977), в Швеции - Гуннар Карл Мюрдаль.
Современная гуманистическая концепциябыла создана в 80 - 90-е гг. XX в. такими учеными, как Дж. Грейсон, Т. Питерс, Р. Уотермен и др. Теория исходит из необходимости обеспечения мирового баланса между социально-экономическим развитием и сохранением окружающей среды.
Современная ситуация потребовала от топ-менеджеров изменять казалось бы незыблемые принципы управления персоналом. Прежде всего, это вызвано тем, что производить продукцию классических потребительских стандартов уже нельзя. Наступило их перепроизводство. Разрабатывать и производить продукцию, отвечающую качественно иным потребительским требованиям, прежним методами управления становится невозможным. Во-первых, из-за утраты потребности в труде; во-вторых — из-за нивелирования личности; в-третьих — из-за отсутствия мотивации к развитию личности. И поскольку в центре материального и нематериального производства становится человек, то изменяется и философия управления персоналом. Если до начала 90-х годов ее можно было сформулировать как «хорошо фирме — хорошо тебе», то теперь происходит переход к философии «хорошо тебе — хорошо фирме».
В основе существования и процветания общества лежит промышленное производство и связанное с ним производство услуг. Производство материальных и духовных благ, а также связанные с этим отрасли называется глобальным производством.
Глобальное производство должно удовлетворять позициям:
1) принцип постоянно повышающейся потребительной стоимости;
2) принцип повышающегося качества продукции и услуг;
3) достижение конкурентного преимущества в производстве товаров и услуг;
4) экологичность процесса производства.
Основополагающим теоретическим положением гуманистической концепции является признание экономической полезности и социальной ценности человеческих ресурсов, освоение и развитие которых нуждается в инвестиционных вложениях подобно другим видам экономических ресурсов. Главным содержанием этой концепции является то, что не люди для организации, а организация для людей.
Известные американские ученые Т. Питерс и Р.Уотермен, сформулировали положения, которые легли в основу современной гуманистической концепции:
ориентация на действие работников, предрасположенность их к свершениям и нововведениям;
постоянное удовлетворение нужд потребителя, предвосхищение его желаний;
поддержка самостоятельности и предприимчивости, поощрение энтузиастов;
рассмотрение людей как главного источника повышения производительности труда и эффективности производства;
связь с жизнью, ценностное руководство;
приверженность своему делу;
свобода действий и жесткость одновременно, сосуществование централизации управления и максимальная автономия рабочих групп.
Сравнение положений старой и новой концепций управления применительно к организации приведено в табл.
Таблица
Основные положения старой и новой концепции управления
Старая концепция (Ф. Тейлор, А. Файоль, Э.Мейо и др.) | Новая концепция (И. Ансофф, П. Друкер, Р. Уотермен и др.) |
1. Организация – это «закрытая» система, цели, задачи и условия деятельности которой достаточно стабильны и мало зависят от внешней среды |
1. Организация – это «открытая» система, построенная на базе теории организации и рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды и сценариев будущего развития |
2. Рост масштабов производства продукции и услуг как главный фактор успеха и конкурентоспособности |
2. Ориентация на качество продукции и услуг, на удовлетворение требований потребителей, а не на объем выпуска |
3. Рациональная организация производства, эффективное использование всех видов ресурсов и повышение производительности труда как главная задача менеджмента. Акцент на текущее планирование и баланс ресурсов |
3. Ситуационный подход к управлению, признание важности быстроты, гибкости и адаптации управления к условиям объекта управления. Рационализация производства становится второстепенной при акценте на стратегическое управление |
4. Персонал как трудовой ресурс, составная часть производственного процесса; акцент на НОТ и нормирование труда. Главный источник прибавочной стоимости – производственный рабочий и производительность его труда |
4. Персонал – человеческий ресурс, интеллектуальный капитал, главная часть («мотор») организации, акцент на человеческие отношения. Главный источник прибавочной стоимости – управленческий персонал, обладающий знаниями и условиями для реализации своего потенциала |
5. Система управления, построенная на контроле всех видов деятельности, функциональное разделение работ, четких регламентов, нормах стандартах и правилах исполнения |
5. Система управления, ориентированная на внутрифирменную философию, организационную культуру и нововведения, на мотивацию работников и стиль руководства |
Составными частями любого процесса управления являются функции, вызванные разделением труда и специализацией. В теории менеджмента вопрос о функциях один из центральных, поскольку касается сущности и содержания управленческой деятельности.
Использование теории классификации позволяет обоснованно разделить управленческие процессы на отдельные элементы и выделить группообразующие признаки.
Функция управления - особый вид управленческой деятельности, продукт процесса разделения и специализации труда в сфере управления, представляющий собой часть процесса управления, выделенную по определенному признаку. Наибольшее распространение получила классификация по общности предмета управления (качество, труд, зарплата, научно-технический прогресс, охрана труда) и экономических ресурсов (трудовые, материальные, технические, финансовые и др.). Обычно выделяется от 10 до 25 функций управления организацией.
Комплекс задач - часть функции управления, выделяемая по признаку основных функций управления (нормирование, планирование, учет, контроль, анализ, регулирование). Комплекс задач объединяет совокупность задач, относящихся к конкретной функции и, как правило, реализуется небольшим функциональным подразделением (отделом, бюро, группой) - например, подбор персонала для организации. Число комплексов задач составляет около 200 для уровня организации.