рефераты по менеджменту

Основы менеджмента (справочно-информационные материалы)

Страница
3

2. Социально-ориентированная модель, основанная на свободном осуществлении разных форм собственности, сильной социальной функции государства. Сторонниками этой модели были в ФРГ - Людвиг Эрхард (1887 – 1977), в Швеции - Гуннар Карл Мюрдаль.

Современная гуманистическая концепциябыла создана в 80 - 90-е гг. XX в. такими учеными, как Дж. Грейсон, Т. Питерс, Р. Уотермен и др. Теория исходит из необходимости обеспечения мирового баланса между социально-экономическим развитием и сохранением окружающей среды.

Современная ситуация потребовала от топ-менеджеров из­менять казалось бы незыблемые принципы управления персоналом. Прежде всего, это вызвано тем, что производить продукцию классических потребительских стан­дартов уже нельзя. Наступило их перепроизводство. Разраба­тывать и производить продукцию, отвечающую качественно иным потребительским требованиям, прежним методами управления становится невозможным. Во-первых, из-за утраты потребно­сти в труде; во-вторых — из-за нивелирования личности; в-третьих — из-за отсутствия мотивации к развитию личности. И поскольку в центре материального и нематериального про­изводства становится человек, то изменяется и философия управления персоналом. Если до начала 90-х годов ее можно было сформулировать как «хорошо фирме — хорошо тебе», то теперь происходит переход к философии «хорошо тебе — хо­рошо фирме».

В ос­нове существования и процветания общества лежит промыш­ленное производство и связанное с ним производство услуг. Производство материальных и духовных благ, а также связанные с этим отрасли называется глобальным производством.

Глобальное производство должно удовлетворять позициям:

1) принцип постоянно повышающейся потребительной стоимости;

2) принцип повышающегося качества продукции и услуг;

3) достижение конкурентного преимущества в производстве товаров и услуг;

4) экологичность процесса производства.

Основополагающим теоретическим положением гуманистической концепции является признание экономической полезности и социальной ценности человеческих ресурсов, освоение и развитие которых нуждается в инвестиционных вложениях подобно другим видам экономических ресурсов. Главным содержанием этой концепции является то, что не люди для организации, а организация для людей.

Известные американские ученые Т. Питерс и Р.Уотермен, сформулировали положения, которые легли в основу современной гуманистической концепции:

ориентация на действие работников, предрасположенность их к свершениям и нововведениям;

постоянное удовлетворение нужд потребителя, предвосхищение его желаний;

поддержка самостоятельности и предприимчивости, поощрение энтузиастов;

рассмотрение людей как главного источника повышения производительности труда и эффективности производства;

связь с жизнью, ценностное руководство;

приверженность своему делу;

свобода действий и жесткость одновременно, сосуществование централизации управления и максимальная автономия рабочих групп.

Сравнение положений старой и новой концепций управления применительно к организации приведено в табл.

Таблица

Основные положения старой и новой концепции управления

Старая концепция

(Ф. Тейлор, А. Файоль, Э.Мейо и др.)

Новая концепция

(И. Ансофф, П. Друкер, Р. Уотермен и др.)

1. Организация – это «закрытая» система, цели, задачи и условия деятельности которой достаточно стабильны и мало зависят от внешней среды

1. Организация – это «открытая» система, построенная на базе теории организации и рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды и сценариев будущего развития

2. Рост масштабов производства продукции и услуг как главный фактор успеха и конкурентоспособности

2. Ориентация на качество продукции и услуг, на удовлетворение требований потребителей, а не на объем выпуска

3. Рациональная организация производства, эффективное использование всех видов ресурсов и повышение производительности труда как главная задача менеджмента. Акцент на текущее планирование и баланс ресурсов

3. Ситуационный подход к управлению, признание важности быстроты, гибкости и адаптации управления к условиям объекта управления. Рационализация производства становится второстепенной при акценте на стратегическое управление

4. Персонал как трудовой ресурс, составная часть производственного процесса; акцент на НОТ и нормирование труда. Главный источник прибавочной стоимости – производственный рабочий и производительность его труда

4. Персонал – человеческий ресурс, интеллектуальный капитал, главная часть («мотор») организации, акцент на человеческие отношения. Главный источник прибавочной стоимости – управленческий персонал, обладающий знаниями и условиями для реализации своего потенциала

5. Система управления, построенная на контроле всех видов деятельности, функциональное разделение работ, четких регламентов, нормах стандартах и правилах исполнения

5. Система управления, ориентированная на внутрифирменную философию, организационную культуру и нововведения, на мотивацию работников и стиль руководства

Классификация функций менеджмента

Составными частями любого процесса управления являются функции, вызванные разделением труда и специализацией. В теории менеджмента вопрос о функциях один из центральных, поскольку касается сущности и содержания управленческой деятельности.

Использование теории классификации позволяет обоснованно разделить управленческие процессы на отдельные элементы и выде­лить группообразующие признаки.

Функция управления - особый вид управленческой деятельности, продукт процесса разделения и специализации труда в сфере управ­ления, представляющий собой часть процесса управления, выделен­ную по определенному признаку. Наибольшее распространение по­лучила классификация по общности предмета управления (качество, труд, зарплата, научно-технический прогресс, охрана труда) и эко­номических ресурсов (трудовые, материальные, технические, финан­совые и др.). Обычно выделяется от 10 до 25 функций управления организацией.

Комплекс задач - часть функции управления, выделяемая по при­знаку основных функций управления (нормирование, планирование, учет, контроль, анализ, регулирование). Комплекс задач объединяет совокупность задач, относящихся к конкретной функции и, как прави­ло, реализуется небольшим функциональным подразделением (отде­лом, бюро, группой) - например, подбор персонала для организации. Число комплексов задач составляет около 200 для уровня организации.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту