Помимо обычных способов кредитования потребности в оборотных активах существует так называемое спонтанное финансирование (товарный кредит, вексельное обращение, факторинг), позволяющее немедленно превратить дебиторскую задолженность в деньги на счете.
При этом расходы на спонтанное финансирование должны быть меньше процента за пользование краткосрочным кредитом.
Факторинг - операция по приобретению фактор-компанией права на взыскание долга с должников своего клиента и управление его долговыми требованиями.
―――――――фактор-компания←←←←←←←←←←←←
│ │
│ оплата ↑ │
│ продукции ↑ │оплата требования
│ ↑ │
│ покупка платежного требования │
│ ↑ │
↓ ↑ │
поставщики →→→→→→ покупатели
продукция
Вексельное обращение -
1 - товар
покупатели ← продавец (векселеполучатель)
(векселедатели) → вексель↓ ↑оплата
2 - переводной плательщик по векселю
вексель
Товарный кредит - предоставление продавцом покупателю отсрочки платежа за товары течение определенного срока или предоставление ему гибкой системы скидок к цене товара.
Цель - финансовое обеспечение своевременного обновления внеоборотных активов, повышение эффективности их использования.
Этапы:
1. - оптимизация размера и состава внеоборотных активов;
2. - обеспечение своевременного обновления внеоборотных активов (определение амортизационной политики, объема воспроизводства и формы обновления);
3. - выбор варианта финансирования обновления внеоборотных активов (собственный, заемный капитал). На него влияют: достаточность собственного капитала, доступность долгосрочного кредита, макроэкономическая ситуация и др.
На выбор амортизационной политики предприятия влияют следующий факторы:
1. - установленные государством принципы, методы и нормы (гл. 25 Налогового кодекса РФ; ПБУ 6/01 и др.);
2. - учетная политика предприятия;
3. - состав внеоборотных активов;
4. - темпы инфляции.
В настоящее время разрешено применение следующих методов амортизации:
1. Линейный метод.
Норма амортизационных
=
отчислений
Все основные средства разбиты на 10 групп в зависимости от срока последнего использования.
2. Нелинейный метод (ускоренная амортизация).
Норма
амортизационных отчислений =
4. Управление прибылью предприятия.
Задачи:
1. - оптимизация размера прибыли в соответствии с ресурсами предприятия и рыночной конъюнктурой;
2. - достижение соответствия между размером прибыли и уровнем риска;
3. - оптимальное распределение прибыли с учетом инвестиционной, дивидендской стратегий.
При формировании прибыли определяют влияние на ее размер объема производства, цены реализации и расходов (система директ-костинг, операционный анализ).
Схема формирования прибыли
Валовый доход от реализации
↓→→→ НДС, налог с продаж, акцизные и таможенные сборы
Чистый доход от реализации
↓→→→Переменные расходы
Валовая маржа
↓→→→Постоянные расходы
Балансовая прибыль
↓→→→Налоги и платежи за счет прибыли
Чистая прибыль
Схема распределения прибыли
- налоги и сборы - на потребление
- расчеты с кредиторами - на социальные
нужды
- возмещение непредвиденных - на развитие
расходов и убытков производства
- резервный фонд
При распределении прибыли решаются задачи:
Цель - обеспечение эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия.
Этапы:
1. - определение целей привлечения - заемного капитала (пополнение оборотных активов, недостающего объема инвестиций и др.);
2. - определение предельного объема привлечения заемного капитала с учетом обеспечения максимальной отдачи (эффект финансового рычага) и достаточной финансовой устойчивости предприятия;
3. - определение соотношения объема заемного капитала, привлекаемого на долгосрочный и краткосрочный периоды;
4. определение форм привлечения заемного капитала.
Классификация заемного капитала:
1. По источникам привлечения:
- внешний (кредит и др.);
- внутренний (внутренняя кредиторская задолженность).
2. По форме привлечения:
- денежная форма (финансовый кредит);
- натуральная форма (финансовый лизинг);
- товарная форма (товарный кредит);
- ценные бумаги (облигации).
Для выбора формы привлечения заемного капитала надо оценить их положительные и отрицательные стороны и сравнить с имеющимися условиями на конкретном предприятии.