6. Взаимоотношения между людьми, проявляющиеся особенно отчетливо между сотрудниками разных возрастных групп и разных должностей, опыта, национальности, вероисповедания, свидетельствуют либо о духе общности и социальной поддержке между ними, либо о соперничестве, наушничестве, взаимной неприязни и т.д.
7. Ценности сотрудников, ориентирующих их на адекватное понимание того, что хорошо и что плохо с точки зрения организации, в которой они работают, а также нормы, представляющие набор, предположений и ожиданий в отношении определенного типа поведения, свидетельствуют либо о наличии программы по развитию у сотрудников стандартов организационной культуры, либо о провале в этой работе, что неминуемо ведет ее к нравственной и профессиональней деградации.
8. Вера и отношение работников к чему-либо (вера в руководство, у спех, в свои силы, во взаимопомощь, в этичное поведение, отношение к коллегам, клиентам и конкурентам), а также влияние на все это религии и морали выступает существенной характеристикой организационной культуры, показывает степень ее развитости.
9. Развитие и обучение работников, выражающиеся в подходах и оценке значимости этих процессов менеджерами и исполнителями, в процедурах и формах обучения, а также его связи с результатами труда и его мотивацией, показывает нацеленность фирм на инновационную деятельность через развитие творчества и потенциала их оргкультуры либо о состоянии их дезорганизации.
10. Трудовая этика и мотивация, проявляющиеся в отношении сотрудников к работе, качестве и оценке ее выполнения, продвижении по службе и т.д., наглядно свидетельствуют о принципах построения организационной культуры и ее направленности развития.
Культура управления организацией основывается на умении органично сочетать и направлять развитие локальных культур, формирующихся в подразделениях и филиалах. Культура аппарата управления и производственного ядра ни в коем случае не должны насильственно насаждаться всем остальным подразделениям. Цели и ценности сотрудников и организации должны совпадать. Это залог их эффективной деятельности. В противном случае возрастает конфликтность в коллективе, способная привести его к деградации и краху.
Поэтому менеджеры должны знать причины возникновения организационных контркультур и уметь предвидеть их появление. Среди организационных контркультур выделяют прямую оппозицию ценностям доминирующей оргкультуры, оппозицию сложившейся структуре власти в организации, а также оппозицию образцам отношений и взаимодействий, поддерживаемых доминирующей культурой.
Основными причинами появления этих контркультур в организации являются:
- дискомфорт, испытываемый ее сотрудниками, из-за отсутствия того морального и материального вознаграждения, на которое они рассчитывали;
- невозможность получить удовлетворение от работы в силу ее малой привлекательности;
- ограничения, существующие в сфере карьерного роста сотрудников;
- организационный кризис или смена стратегии деятельности, обусловливающие необходимость изменения привычных моделей и схем поведения, а также недостаточная помощь и поддержка со стороны коллег;
- изменения формы собственности и статуса организации, ведущие к перераспределению власти и влияния в ней.
Следовательно, любые инновационные проекты, разрабатываемые менеджерами организации, обязательно должны опираться на расчет тех последствий, к которым они могут привести. Необходимо строить работу так, чтобы в процессе выработки инноваций участвовали бы будущие исполнители.
Таким образом, потенциал организационной культуры — это тот инструмент, с помощью которого фирмы решают свои задачи в рамках достижения стратегических, и тактических целей.
Внешнюю среду организации можно рассматривать и как источник угроз для нее, и как источник возможностей.
К отрицательным воздействиям внешней среды на организацию и ее культуру можно отнести:
- отсутствие четкой геополитической доктрины у государства;
- отсутствие стабильности в социально-экономической сфере;
- процесс криминализации экономической и других сфер общественной жизни;
- отсутствие правозаконности в силу несовершенства законодательной базы, а также низкой правовой культуры основных государственных и общественных институтов;
- усиливающиеся процессы маргинализации и депопуляции нации в условиях экологического кризиса;
- отсутствие или слабое развитие основных институтов, обеспечивающих функционирование рыночной инфраструктуры экономики (независимой банковской системы во главе с Национальным банком, различных бирж, развитой системы страхования и юридических услуг, практическое отсутствие рынка земли, неразвитая законодательная база в ряде областей хозяйственного права и т.д.).
К положительным воздействиям внешней среды можно отнести:
- наличие достаточного количества высококвалифицированной сверхдешевой рабочей силы;
- огромное количество интеллектуальных разработок, ждущих своего внедрения в научных и учебных центрах республики;
- неразработанность рынка интеллектуальных услуг, индустрии туризма и развлечений, переработки отходов и полезных ископаемых, среди которых имеются золото и алмазы, а также льна, овощей и фруктов;
- неразвитость всей инфраструктуры транзита и обеспечивающих его услуг;
- возможность начать бизнес в свободных экономических зонах еврорегиона, бизнес-инкубаторах и технопарках;
- возможность реализовать диверсифицированную деятельность фирмы в социально значимых областях — экологически чистые продукты питания, товары и услуги;
- наличие дешевого и достаточно качественного образования в вузах.
Поскольку организации в своем большинстве не могут изменить условия своего макроокружения, они вынуждены выживать и адаптироваться в нем. Для этого необходимо вести поиск перспективных рынков новых продуктов и услуг, находить новые ниши на уже имеющиеся, а также ориентировать работу менеджеров подразделений на своевременное противостояние назревающим кризисам. Особое значение при том имеет работа бизнес-аналитиков. Она должна быть нацелена на построение прогнозных сценариев развития общества, экономики, отрасли, рынков и разработку проектов оптимального встраивания организации в эти процессы путем выделения наиболее значимых изменений, происходящих во внешнем окружении, разработку объективных критериев оценки собственной конкурентоспособности, а также новых продуктов, услуг и программ перестройки бизнеса.
Проанализируем два подхода к формированию менеджерами фирм организационной культуры, чтобы более объективно избрать для себя наиболее предпочтительную (табл.).
Таблица
Организационные переменные |
Административная культура |
Предпринимательская культура |
Система контроля |
Извне |
Изнутри |
Отношения собственности |
Собственник процесса |
Собственник имущества |
Отношение к возможностям |
Ждет момента |
Ведет поиск |
Преимущественное решение проблем |
Рационально-логическое |
Интуитивное |
Делегирование полномочий |
Централизация |
Децентрализация |
Организационная структура |
Иерархическая |
Сетевая |
Отношения субординации |
«Взрослый — ребенок» |
«Взрослый — взрослый» |
Организационный фокус |
На организацию |
На человека |
Производственная стратегия |
Снижение стоимости |
Дифференциация производства |
Главные цели |
Производительность |
Эффективность |
Подход к управлению |
Системный |
Ситуационный |
Работа проектируется с позиции |
Интеграции |
Автономии |
Выполнение работы |
По правилам |
Творческое |
Проводимые изменения |
Модификация |
Радикальные |
Основополагающий курс действий |
Делать дело правильно |
Делать правильное дело |