рефераты по менеджменту

Основы менеджмента (справочно-информационные материалы)

Страница
6

Принципы управления

Важнейшей категорией науки управления являются принципы менеджмента, представляющие собой правила осуществления управленческой деятельности. До того, как была сформирована классическая теория управления, люди на основе опыта совместной деятельности выработали ее правила, которые передавались из поколения в поколение, такие как: что посеешь, то и пожнешь; ум хорошо, а два – лучше; воюют не числом, а умением; зарплата должна быть соразмерна дыре и др.

Принципы управления - основные исходные положения теории управления, применение которых позволяет осуществлять эффективное управление и достигать результатов с минимальными затратами ресурсов.

Теоретическое формулирование принципов управление относится к началу XX в. и было проведено Ф. У. Тейлором, Г. Фордом, Г. Эмер­соном, А. Файолем, которые предложили такие принципы, как специа­лизация и разделение труда, полномочия, естественность, дисциплина и справедливые санкции, единоначалие, единство действий, подчинен­ность личных интересов, справедливое вознаграждение персонала за труд, централизация управления, порядок на рабочем месте, инициати­ва и поощрение работающих и др.

Идеи научного управления социалистическим производством в период СССР развивали А. А. Богданов, А. К. Гастев, В. И. Ленин, П. М. Керженцев, Е. Ф. Размирович и другие ученые. Прин­ципы социалистического управления включали: научность; демократический централизм; единоначалие и коллегиальность; единство политического и хозяйственного руководства; плановое ведение хозяйства; материальное и моральное стимулирование. Многие из них не потеряли актуальность и в рыночной экономике.

Требования, предъявляемые к принципам:

способствовать целям управления современным производством;

отражать основные свойства, связи и отношения управления;

учитывать временные и территориальные аспекты процессов управления;

быть признанными и иметь правовое оформление, т.е. быть закрепленными в нормативных документах.

Так как управленческая деятельность по своему содержанию носит сложный, многогранный характер, а принципы управления определяют правила ее осуществления, они имеют сложную классификацию и большое разнообразие. Принципы управления можно классифицировать по ряду признаков.

1. Общие и структурно-функциональные принципы:

а) Научность. Правило, утверждающее, что управленческая деятельность должна базироваться на объективных законах и закономерностях:

- гибкость системы управления;

- адаптивность к условиям внешней среды;

- ориентация на социальные аспекты;

- самоуправление на всех уровнях;

б) Системность. Принцип имеет в виду, что качество функционирования систем управления зависит от того, насколько элементы системы соответствуют друг другу и целям управления;

в) Комплексность. Правило предполагает необходимость всестороннего учета всех факторов, воздействующих на объект управления;

г) Экономичность. Принцип гласит, что управление должно осуществляться с наименьшими затратами ресурсов, однако не в ущерб результативности;

д) Мотивация. Принцип утверждает, что управление может быть высоко результативным при справедливом стимулировании деятельности персонала объекта и субъекта управления. Стимулирование может быть материальным материально-психологическим, причем они должны гармонично сочетаться между собой;

е) Прибыльность и Плановость;

ж) Построение организационных структур;

2. Принципы, определяющие взаимоотношения в коллективе (принципы управления людьми):

- партнерство в отношениях между руководителем и руководимым им коллективом;

- целевая установка менеджера на создание лучших условий для подчиненных;

- использование мер поощрения: экономических, моральных и социальных;

- расширение сфер общения с подчиненными;

- поддержание хорошего микроклимата;

- активное участие.

3. Принципы, способствующие формированию личности менеджера-руководителя:

- целенаправленное воспитание и самовоспитание личности;

- специальная подготовка менеджерских кадров.

С развитием теории управления персоналом и социального ме­неджмента в 90-х гг. XX в. предложены новые принципы управления, которые переносят центр тяжести с административного воздействия на человека на социально-психологические способы и повышают значи­мость человеческих отношений (табл.).

Таблица

Новые принципы управления

Наименование  

Содержание принципов  

Адаптивность  

Своевременная реакция на изменения во внешней среде, по­зволяющая гибко реагировать в управление  

Деловое партнер­ство  

Умение контактировать с поставщиками, покупателями, испол­нителями и руководителями, клиентами и заказчиками  

Доброжелатель­ность  

Доброжелательная атмосфера, способствующая раскрытию способностей работающих  

Коммуникатив­ность  

Эффективные коммуникации, пронизывающие организацию сверху вниз и по горизонтали  

Лояльность  

Лояльность к работникам со стороны менеджеров на осно­ве теории человеческих отношений  

Мотивация  

Методы работы с людьми, направленные на создание удов­летворенности работой  

Ответственность  

Ответственность каждого сотрудника организации как обя­зательное условие успешного управления и корпоративной культуры  

Патернализм  

Отеческая забота руководителей об улучшении качества трудовой жизни и благосостояния сотрудников  

Перспективность  

Четкое представление о месте и роли организации в буду­щем, работа в соответствии со стратегическим планом  

Саморазвитие  

Качество личной работы и постоянное самосовершенство­вание личности  

Согласованность  

Непосредственное участие менеджеров в групповой работе как условие достижения согласованности и целостности  

Участие в прибыли  

Долевое участие каждого работающего в общих результатах (премии, дивиденды, бонусы) как средство материальной за­интересованности  

Честность  

Честное отношение и доверие людям, соблюдение норм об­щественной морали  

Этичность  

Соблюдение деловой этики бизнеса и внутренней филосо­фии организации  

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту